- МАСОНСТВО
- МАСО́НСТВО
-
франкмасонство (от франц. franc maçon – вольный каменщик), – междунар. религ.-филос. течение. Возникло в Англии в 18 в., быстро распространилось в Европе и Америке. Ритуальная символика и организац. формы масонских лож заимствованы от ср.-век. цеховых братств каменщиков – строителей храмов. В раннем англ. М. широко представлены бурж. элементы. Затем в европ. ложах усиливается влияние дворянских элементов; ложи строятся по строго иерархич. принципу. Для либерально-консервативной идеологии М. типичны определенные формы протеста против обществ. несправедливости, религ. нетерпимости и одновременно – аполитичность, проповедь покорности властям. Обществ. борьбе как средству обществ. преобразований М. противопоставляет нравств.-религ. самосовершенствование человека, обществ. равенству – взаимопомощь, любовь между членами лож. В масонском движении 18 в. участвовали мн. просветители (Вольтер, Лессинг, Гердер, Франклин и др.), думавшие найти в нем воплощение принципов гуманизма.Система филос. идей М. не является единой и цельной. В англ. М. доминирует в 18 в. деизм, на европ. континенте – мистич. системы (Сен-Мартен, Сведенборг, Лафатер и др.), пытающиеся противопоставить рационализму и материализму 18 в. обновленные аргументы гностиков (см. Гностицизм), Бёме, Парацельса, каббалы.В наст. время М. распространено в США (ок. 4 млн. членов лож) и Зап. Европе (Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция и др.). В 1952 под юрисдикцией трех старейших Великих лож – английской, ирландской и скандинавской – насчитывалось почти 9000 масонских орг-ций.Масонство в России получило широкое распространение в 70–80-е гг. 18 в. в связи с кризисом рус. Просвещения после поражения крест. войны 1773–75 и начавшейся дворянской реакцией на франц. философию. Масонские ложи в эти годы насчитывают до 2500 чел. (данные Г. В. Вернадского); масоны издают обширную лит-ру, ряд журналов ("Утренний свет", 1777–80; "Вечерняя заря", 1782; "Покоящийся трудолюбец", 1784–85, и др.).В 1792 Екатерина II запрещает масонские орг-ции, к-рые вновь возрождаются при Александре I, когда издаются журн. "Сионский вестник" (1806, 1817–18), "Друг юношества" (1807–15). После Отечеств. войны 1812 в масонских ложах участвуют мн. прогрессивные офицеры, пытаясь использовать для своих целей их организац. структуру. В 1822 масонские орг-ции были закрыты указом о "тайных обществах".Борьбу с материализмом рус. М. начало с пропаганды умеренных религ.-этич. систем нем. идеалистов (Мендельсон, Геллерт), сочинений антич. авторов и христ. моралистов (Платон, Паскаль, Юнг и др.). В нач. 80-х гг. под влиянием розенкрейцеров – наиболее реакц. ветви нем. М. – идеология рус. М. принимает характер откровенного обскурантизма. Начинается разработка и пропаганда систем Бёме, Сен-Мартена, Сведенборга, открытая борьба с науч. познанием. Логич. завершением начатой еще в 70-е гг. борьбы с франц. вольномыслием явились в конце 80 – нач. 90-х гг. масонские "опровержения" политич. идей франц. революции, социологич. теорий Руссо, Гельвеция. Участие в рус. масонском движении просветителя Н. Новикова, оппозиционно настроенных дворян хотя и внесло нек-рые гуманистич. мотивы в масонскую журналистику, элементы скептицизма в масонскую философию (см. журн. "Утренний свет" и "Покоящийся трудолюбец"), однако не изменило в целом консервативного характера идеологии М.; напротив, влияние М. сузило вскоре рамки просветительской деятельности Новикова; из его произведений исчезают антикрепостнич. мотивы, с сер. 80-х гг. писатель все больше уходит в мистику. Осн. представители рус. М.: И. Е. Шварц (ум. в 1782) – основоположник мистич. направления в рус. философии; Лопухин – автор ряда филиппик против энциклопедистов; С. И .Гамалея, И. П. Тургенев – переводчики на рус. язык сочинений Бёме, И. Масона, Сен-Мартена, Арндта; Кутузов – пропагандист нем. идеалистич. философии в России, и др.М. являлось одним из гл. идейных противников формирующейся в России материалистич. мысли. Борьбе против масонского обскурантизма посвятил свой труд Батурин, резко выступали против масонских "бредоумствований" Радищев и др.Лит.: Πлехaнов Г. В., История рус. обществ. мысли, ч. 3, Соч., т. 22, М.–Л., 1925; Φиндель И. Г., История франк- М. от возникновения его до настоящего времени, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1872–74; М. в его прошлом и настоящем, под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова, т. 1–2, М.–П., 1914–15; Барсков Я. Л., Переписка моск. масонов XVIII-го в. 1780–1792 гг., П., 1915; Πыпин А. Н., Рус. М. XVIII и первая четверть XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Рус. М. в царствование Екатерины II, П., 1917; Гуковский Г. Α., Рус. лит-ра XVIII в., М., 1989, с. 293–303, Лотман Ю. М., Из истории лит.-обществ. борьбы 80-х гг. XVIII в. А. Н. Радищев и А. М. Кутузов, в кн.: Радищев. Статьи и материалы, Л., 1950; Maкогоненко Г., Николай Новиков и рус. просвещение XVIII в., М.–Л., 1952; Πлимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "Вопр. философии", 1957, No 2; его же, Из истории борьбы материализма и идеализма в XVIII в. (Батурин и Сен-Мартен), "Вестн. истории мировой культуры", 1960, No 4; Gould R. F., History of freemasonry..., v. 1–6, N. Y., 1936, new ed., v. 1, L., 1951.E. Плимак. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.