- МАРИН
- МАРИН
-
(Μαρῖνος) из С и х е м а (или Неаполиса; в Самарии) – глава (с 485 г. н.э.) Академии платоновской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неоплатонизма – абстрактно-схоластическую и мистическую. Первая, вероятно, была представлена в его комментарии к платоновскому "Пармениду", а вторая – в дошедшем до нас произведении "Прокл, или О блаженстве" ("Πρόκλος ἤ περὶ εὐδαιμονίας", в кн.: Diogenis Laertii... rec. С. G. Cobet, 1878, p. 150–70 с лат. переводом; пер. на англ. – в кн.: L. Y. Rosan, The philosophy of Proclus, 1949, p. 13–35). В последнем Прокл рассматривался как образец всех добродетелей, из к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения – этические, политические, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду – Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к "Филебу" Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна гл. обр. благодаря составленной им биографии Прокла, где рисуется весьма интересная в историко-культурном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демонов, магич. исцеления, пророческие сны и т.д.Лит.: Ηeiberg I. L., Literargeschichtliche Studien über Euklid, Lpz., 1882, S. 173–76; Krauss S., Marinus, a Jewish philosopher of Antiquity, "Jewish Quart. Rev.", L., 1897, v. 9, p. 517–21; Schissel von Fleschenburg, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade, Athen, 1938.А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- МАРИН
-
МАРИН (Μαρίνος) из Неаполя (Сихем в Самарии) (5 в.) — философ и математик, в 485 на короткое время возглавивший Академию после Прокла, учеником которого он был. Прокл посвятил Марину толкование видения Эра из Χ кн. “Государства” Платона. Между тем, Дамаский в “Жизни Исидора” критикует его философские позиции. Марин написал комментарий к “Филебу”, который сжег, так как он оказался вне школьной традиции афинского платонизма. В своем толковании “Пар.менида” он не принял концепции генад своих непосредственных предшественников Сириана и Прокла. Элиас (Proleg. 28, 29) приводит высказывание Марина: “Если бы все было математикой!”. Единственное сохранившееся его сочинение “Прокл. или О счастье”, написанное непосредственно после смерти Прокла, представляет собой энкомий и философскую оценку учителя.Соч.: Marini. Vita Procli. araece et latine, rec. J. F. Boissonnade. Lipsiae, 1814.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.