- МАК-ТАГГАРТ
- МАК-ТАГГАРТ
-
(McTaggart) Джон Эллис (1866—1925) — англ. философ. Представитель т.н. радикального персонализма, в духе которого М.-Т. интерпретировал гегелевскую философию, сочетая ее с учением Г. В. Лейбница о монадах. Абсолютная идея, по М.-Т, — не субстанция-субъект, как считал Г.В.Ф. Гегель, а «духовное сообщество» личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но индивидуальное сознание субстанционально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии души» (независимо от того, признается ли существование Бога). М.-Т. пытался обосновать некоторые догмы религии, утверждая, что истинная философия должна быть мистической.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- МАК-ТАГГАРТ
-
(McTaggart) Джон Эллис (3.9.1866, Лондон, — 18.1.1925, там же), англ. философидеалист. Представитель т. н. радикального персонализма, в духе которого М.-Т. интерпретировал гегелевскую философию, сочетая её с учением Лейбница о монадах. Абс. идея, по М.-Т., — не субстанция-субъект, как считал Гегель, а «духовное сообщество» личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но индивидуальное сознание субстанционально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии души» (независимо от того, признаётся ли существование бога). М.-Т. пытался обосновать некоторые догмы религии, утверждая, что истинная философия должна быть мистической.Studies in Hegelian cosmology, Camb., 19182; Studies in Hegelian dialectic, Camb., 19222; The nature of existence, v. 1—2, Camb., 1968.К и с с е л ь ?. ?., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, «Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права», 1963, в. l, № 5; В г о a d С h. D., Examination of McTaggart's philosophy, v. 1—2, Camb., 1933—38; AiraksinenT., The on-tological criteria of reality. A study of Bradley and McTaggart, Turku, 1975.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МАК-ТА́ГГАРТ
-
(McTaggart), Джон Эллис (3 сент. 1866 – 18 янв. 1925) – англ. философ, представитель т.н. "радикального персонализма", науч. сотрудник Кембриджского ун-та. Свой тезис "не существует ничего, кроме личностей, групп личностей и частей личностей" М.-Т. пытался обосновать с помощью идеалистич. диалектики Гегеля. Абс. идея, – утверждал М.-Т., – не субстанция-субъект, как считал Гегель, а "духовное сообщество" (spiritual society) личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но зато индивидуальное сознание субстанциально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о "бессмертии души" (независимо от того, признается ли существование бога). Искажая философию Гегеля в духе персонализма, М.-Т. упрекает его за "преувеличение объективности" диалектич. процесса. Диалектика, по М.-Т., является лишь методом логич. доказательства в сфере чистой мысли, с помощью к-рого человеч. сознание усваивает абс. истину. Но этой цели можно добиться и помимо диалектики.Подлинной реальностью, по М.-Т., обладает только дух, т.к., согласно выдвинутому им априорному принципу "детерминирующего соответствия" (determining correspondence), "первичными частями" Вселенной являются восприятия субъекта, а чувств. данные и пространственно-временные характеристики ("материя" в понимании М.-Т.) зависят от них. Время, по М.-Т., – лишь иррациональная видимость, скрывающая подлинную реальность. В целом система М.-Т. представляет собой амальгаму абс. идеализма, лейбницевской монадологии (множественность субстанций и духовная природа их), берклианского спиритуализма (принцип esse – percipi и восприятие как осн. форма человеч. сознания) и "геометрического метода" Спинозы, призванного придать видимость единства и строгой логич. последовательности его системе. В философии М.-Т. логич. аппарт идеалистич. философии поставлен на службу мистике (М.-Т. прямо заявлял, что "истинная философия должна быть мистической...") и обоснованию "нек-рых догм религии".Соч.: Some dogmas of religion, 1906; The unreality of time, "Mind", 1908, Oct., new ser., v. 17, No 68; A commentary on Hegel's logic, Camb., 1910; Studies in Hegelian cosmology, 2 ed., Camb., 1918; The nature of existence, v. 1–2, Camb., 1921–27; Studies in the Hegelian dialectic, 2 ed., Camb., 1922; An ontological idealism, в кн.: Contemporary British philosophy, [ser. 1 ], ed. by J. H. Muirhead, L.–N. Y., 1924; Philosophical studies, L., 1934.Лит.: Киссель Μ. Α., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, "Вест. ЛГУ" 1963, вып. 1, Серия экономики, философии и права, No 5; Broad Ch. D., Examination of McTaggart's philosophy, v. 1–2, Camb., 1933–38; Dummet M., A defence of McTaggart's proof on the unreality of time, "Philos. Rev.", 1960, Oct., v. 69.M. Киссель. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.