- ЛЮ ЦЗУН-ЮАНЬ
- ЛЮ ЦЗУН-ЮА́НЬ
-
(Л ю Ц з ы - х о у) (773–819) – кит. философ-атеист и обществ. деятель. Участник движения за гос. реформы (805). История развития общества, по Л. Ц.-ю., есть процесс естеств. развития. В этом процессе "воля народа" решает все, и нет места никакой небесной воле, "награждающей и карающей по заслугам". "Волю народа" он противопоставлял "воле неба", проповедовавшейся верхушкой феод. общества для теоретич. оправдания своего господства. Он заявлял, что небо непознаваемо, поэтому нельзя судить о его предписаниях. Л. Ц.-ю. критически относился к конфуцианству. Историч. развитие – есть "процесс непрерывного движения вперед от первозданного хаоса к постепенному упорядочению". По Л. Ц.-ю., все учения, проповедующие мифы о получении государями "мандата неба" и о счастливых предзнаменованиях, есть "шаманская лжеистория". Согласно Л. Ц.-ю., развитие обществ. жизни, возвышение и падение царств зависят от "воли народа", поэтому цари получают мандат на царствование не от неба, а от людей.Т.н. "воля народа" Л. Ц.-ю. фактически была отражением интересов средних и мелких помещиков, крестьянства и мелких производителей, требовавших в те времена политич. реформ. По его словам, помещичья аристократия и придворные временщики – противоречат "воле народа", они заслуживают всяческого поношения, истребления и ненависти.Осн. соч. Л. Ц.-ю. – "Ответ Юань Жаочжоу о принципах гос. управления" ("Да Юань Жаочжоу лунь чжэн ли шу"), "Трактат об уделах" ("Фынцзянь лунь") и "Юнчжоуские железные печи" ("Юнчжоу телу бу чжи"). После его смерти Лю Юй-си составил сборник соч. Л. Ц.-ю. "Собрание Лю из Хэдуна" ("Лю Хэдун цзи") и "Собрание Лю Лючжоуского" ("Лю Лючжоу цзи").Лит.: Люй Чжэнь-юй, Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политич. мысли в Китае), Пекин, 1956.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.