- ЛИНТОН
- ЛИНТОН
-
(Linton), Ралф (27 февр. 1893 – 24 дек. 1953) – амер. бурж. антрополог и социолог. Проф. антропологии Висконсинского (1928–37), Колумбийского (1937–46) и Иельского (1946–53) ун-тов. Редактор журн. "American Anthropologist" (1939–1944). Л. проводил мысль о связи антропологии с социологией и психологией, о синтезе их результатов, методов и техники. Взгляды Л. в области социологии культуры эклектичны. В исследовании культурного развития общества он, отправляясь от идей амер. антрополога Ф. Боаса, придерживался в общем стихийно материалистич. взглядов, резко критиковал расистские утверждения; в рассмотрении же формирования личности он исходил из идей фрейдистского психоанализа.Определяющим моментом культурной эволюции общества Л. считал развитие технологии, средств и орудий произ-ва. "Пока не произойдут фундаментальные изменения в технологии, изменения в других элементах культуры будут ограничены как в направлении своего развития, так и в своих размерах" ("The tree of culture", N. Y., 1955, p. 48). Он исследовал также разделение труда, к-рое, по его мнению, обусловливает структуру и развитие культуры. Развитие технологии и культуры происходит, по Л., дисгармонично, серией мутаций, к к-рым он относит: открытие и использование орудий произ-ва, огня и языка; открытие средств к увеличению количества пищи; открытие тепла как источника энергии и появление науки (с 16 в.).Л. выдвинул оказавшую большое влияние на амер. социологию и социальную психологию теорию статуса и роли. Согласно этой теории, в группах или вообще в обществе вырабатываются и предписываются более или менее осознанные "идеальные схемы" (общие нормы) ожидаемого поведения индивидуумов в различных ситуациях. Эти идеальные схемы определяют и взаимное отношение между индивидуумом и группой. Полярные позиции в таких схемах представляют собой статусы – определ. социальную позицию в определ. идеальной схеме, собрание прав и обязанностей для каждого члена группы. Роль отражает динамич. аспект статуса, когда член группы осуществляет свои права и обязанности (см. "The study of a man", 1936, гл. 7, 8). Вместе с А. Кардинером Л. ввел одно из осн. понятий совр. бурж. социальной психологии – понятие "основной структуры личности" определ. общества или культуры (см. "The cultural background of personality", 1945, 2 ed., 1961). Анализируя природу человеч. личности, Л. считал, что в ее основе лежат три гл. духовные потребности, "больше, чем какие-либо иные определяющие поведение человека": потребность реагировать на окружающее; стремление к безопасности; потребность в новом опыте. Наряду с этим Л. пытался доказать, что индивидуум часто действует бессознательно, повинуясь скрытым психич. мотивам.Соч. (исключая чисто антропологич.): Acculturation in seven American Indian tribes, ed. R. Linton, N. Y.–L., [1940 ]; The scope and aims of anthropology, в сб.: The science of man in the world crisis, ed. R. Linton, N.Y., 1945, p. 3–18; Problems of status personality, в сб.: Culture and personality, ed. S. S. Sargent and M. W. Smith, [Ν. Υ. ], 1949.Лит.: Gellin J., R. Linton, "American Anthropologist", 1956, v. 56, pt. 1, No 2 (имеется список трудов Л.).И. Добронравов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.