- ЛЕФЕВР
- ЛЕФЕ́ВР
-
(Lefebvre), Анри (р. 16 июня 1905) – франц. философ, д-р филологич. наук, работает в Нац. центре научных исследований. В прошлом принадлежал к Франц. коммунистич. партии. В этот период им был опубликован ряд работ по диалектич. и историч. материализму, логике, эстетике, истории философии; они способствовали пропаганде идей марксистской философии во Франции, борьбе с бурж. идеологией. Однако уже в этих работах имелись серьезные ошибки, свидетельствовавшие о непонимании Л. ряда важнейших положений марксизма (единство теории и практики, философии и политики, возникновение марксизма как революц. переворот в философии, познание как отражение действительности и др.) и непреодоленном влиянии идеализма. У Л. имелась тенденция к связыванию диалектич. движения только с человеч. деятельностью и отрицанию диалектики природы; главным в марксизме он считал теорию отчуждения и учение о товарном фетишизме. Эти идеи Л. оказали влияние на извращение марксистской диалектики экзистенциалистами (Сартр) и католич. философами (Биго, Кальвез, Шамбр). Ошибочные взгляды Л. неоднократно критиковались марксистами (см., напр., Р. Гароди, Вопросы марксистско-ленинской теории познания, М., 1955). С конца 1956 ошибочное понимание важнейших положений марксистской философии Л. перерастает в ревизионизм: политич. неустойчивость Л., проявленная им в связи с критикой КПСС культа личности Сталина, контрреволюц. мятежом в Венгрии осенью 1956 и усилением атак бурж. идеологов на марксизм, способствовала этому. Л. выступил с обвинениями совр. марксистской мысли в застое, "склерозе"; под предлогом борьбы с догматизмом Л. пришел к отрицанию важнейших положений марксизма (в т.ч. в решении осн. вопроса философии, в теории гос-ва, учении о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии); вдохновляясь кантианскими идеями, Л. утверждал, будто тезис о первичности материи по отношению к сознанию – это недоказуемый постулат, а сама материя – нечто непостижимое. Он изображал марксизм как учение, состоящее из нерешенных проблем ("Совр. проблемы марксизма" – "Problèmes actuels du marxisme", 1958). Исключенный из ФКП, Л. продолжал эволюционировать в сторону все большего сближения с бурж. идеологией. В кн. "Сумма и остаток" ("La somme et la reste", 1959) Л. полностью порывает с марксизмом, хотя и считает себя чуть ли не "единственным марксистом" современности, и присоединяет свой голос к хору клеветников на коммунистич. движение. Теория отчуждения в ее идеалистич. трактовке, теория практики в ее прагматистском понимании, "теория моментов" (разлагающая человеч. жизнь на лишь внешне связанную последовательность изолированных и недетерминированных моментов – экзистенциалистских "ситуаций") – таков филос. багаж Л. Философия Л. является разновидностью эклектич. идеализма. В политич. плане Л. порвал с освободит. борьбой пролетариата и стал выразителем мелкобурж. анархистских настроений.Соч.: La conscience mystifiée, P., 1936 (соавтор), Le nationalisme contre les nations, Ρ., 1937; Hitler au pouvoir. Les enseignements de cinq années de fascisme en Allemagne, P., 1938; Nietzsche, Ρ., 1939; L'existentialisme, Ρ., 1946; Pour connaître la pensée de Karl Marx, [P. ], 1947; Critique de la vie quotidienne, [5 ed. ], Ρ, [1947 ]; Descartes, P., [1947 ], A la lumière du matérialisme dialectique I, Logique formelle, logique dialectique, Ρ, 1947, Diderot, [Ρ., 1949 ], Le matérialisme dialectique, [3 ed ], Ρ., 1949, Contribution à l'esthétique, Ρ., [1953 ], Pascal, t. 1–2, Ρ., [1949–1955 ]; A. de Musset, dramaturgue, [P., 1955 ]; Rabelais, Ρ., [1955 ] Le marxisme, Ρ., 1956; La pensée de Lénine, [P., 1957 ]; рус. пер. – Введение в эстетику, Μ., 1954.Лит: Садовский H. A, История марксистской философии в кривом зеркале ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 10; Борев Ю., Против ревизионизма в эстетич. теории [В связи со статьей А. Л. "К революционному романтизму" ], "Иностр. лит.", 1958, No 4; Эфиров С., От ревизии марксизма к буржуазной идеологии, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 5; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, Μ., 1962; Иовчук M. T., Осипов Г. В., О некоторых теоретич. принципах, проблемах и методах социологич исследований, "Вопр. философии", 1962, No 12; Давыдов Ю. Н., А. Л. и его "концепция отчуждения", "Вопр. философии", 1963, No 1; Gаraudу R., La lutte idéologique chez les intellectuels, "Cahiers du Communisme", 1955, No 7–8; Une lettre de Henri Lefebvre à R. Garaudy. Réponse à H. Lefebvre: Sur les fondements idéologique du parti et les problèmes de l'unité, там же, No 10; Suret-Canale J., Le marxisme en France et la lutte des classes, там же, 1957, No 11; Garaudy R , A propos d'un livre d'H. L. Initiation au marxisme ou initiation au révisionnisme?, там же, 1958, No 4; Вesse G., Impuissance de révisionnisme, там же, 1959, No 5; Кanapa J., Sur un bulletin de santé du marxisme en France Réponse à H. L., "La Nouvelle Critique", 1957, No 87–88; Sève L., H. L. et la dialectique chez Marx, там же, 1958, No 94; Suret-Canale J., Notes sur la méthode d'H. L. devant les problèmes actuels du marxisme, там же, No 95; Mury G., Un panorama de la philosophie L'Encyclopédie française (Philosophie), "Pensée" 1958, No 78; Sève L., Sur "La somme et le reste" d'H. Lefebvre, в кн. Sève L., La difference, [P. ], 1960.В. Кузнецов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.