- КОЛОНИАЛИЗМ
- КОЛОНИАЛИЗМ
-
(идеология) – политич., экономич., идеологич. и культурное порабощение одних стран, как правило экономически менее развитых, эксплуататорскими классами др. стран. В определенных конкретно-историч. формах К. присущ всем эксплуататорским формациям – рабовладельч. строю, феодализму и капитализму и является перенесением на междунар. арену антагонистич. классовых отношений.Каждая общественно-экономич. формация и даже различные стадии одной и той же формации определяют как конкретные формы К. (см. В. И. Ленин, т. 22, с. 247), так и особенности идеологии К.Колониями в эпоху рабовладельч. строя называли организованные массовые поселения граждан к.-л. гос-ва за его пределами или в малонаселенных окраинах. Наряду с ними существовали колонии иного типа, захваченные с целью прямого насильств. грабежа, обложения податями и обращения в рабство населения этих территорий. Рим. империя была основана на беспощадной эксплуатации завоеванных земель. Идеологи рабовладельцев восхваляли эту захватнич. политику (Полибий, Плиний Младший).В эпоху феодализма колониальные завоеватели действовали вместе с торгово-купеч. элементами. Колонизация осуществлялась в форме грабительских экспедиций крупного масштаба. На амер. материке были основаны колон. владения феодально-абсолютистской Испании и Португалии. Рим. папа и идеологи католицизма санкционировали и обосновывали "право" на захват колонизуемых земель феод. гос-вами.В эпоху капитализма К. расширился до невиданных ранее масштабов и приобрел качественно новый характер, будучи составной частью процесса первоначального капиталистич. накопления. К. порождался погоней за рынками сбыта, источниками сырья, а впоследствии – и за прибыльными сферами приложения капитала. "...Искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих – такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 754). Возникшая колониальная система основывалась на грубейшем насилии.В условиях империализма весь мир оказался политически и экономически поделенным между горсткой империалистич. держав. "Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью "передовых" стран гигантского большинства населения земли" (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 179). Колониальные и зависимые страны стали аграрно-сырьевыми придатками метрополий с типичной колониальной структурой нац. х-ва (однобокая, монокультурная направленность, ориентация на экспорт двух-трех видов сырья и продовольствия, зависимость от мирового капиталистич. рынка). Важнейшие отрасли х-ва колониальных и зависимых стран оказались в руках иностр. монополий, получающих колоссальные сверхприбыли.Реакц. бурж. идеологи всегда "обосновывали" и поддерживали колониальную экспансию. Апологеты расизма (Гобино, Лапуж) открыто проповедовали антинауч. тезис о биологич. превосходстве белого человека и неполноценности цветных народов. Варварские колониальные экспедиции, истребление целых народов, систематич. грабеж и насилие неизменно прикрывались ссылками на "цивилизаторскую роль белого человека".Расизм взяли на вооружение франц., англ., нем. и амер. империалисты и их идеологи. Англ. реакц. философ X. С. Чемберлен и писатель Дж. Р. Киплинг воспевали "бремя белого человека" и порабощение колониальных народов. В CШA в 19 в. расисты Дж. Фиске, Ч. Стронг, Дж. Бёрджесс и др. приписывали североамериканцам особые черты, дающие им будто бы право на господство над др. народами. Теория т.н. "психорасизма" исходила из того, что у народов, живущих в различной географич. среде, будто бы неизбежно образуются различия в развитии интеллекта и в психич. качествах.Антинауч. взгляды географич. детерминизма поставили на службу К. представители геополитики [К. Риттер, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер (Германия), Бокль (Англия), Челлен (Швеция), Мэхэн (США) и др. ].Важную роль в идеологич. обосновании К. играла церковь, выдвинувшая еще в 15 в. теорию, согласно к-рой христ. миссионеры имеют право на беспрепятств. проповедь христианства в "языческих" странах. Провозглашенный церковью принцип "провиденциального назначения благ мира сего", означавший, что богатства земли и ее недр должны принадлежать тем, кто умеет извлекать из них наибольшую пользу, т.е. европейцам, служил оправданием колониальных захватов. Эти принципы не претерпели существ. изменений на протяжении веков и содержатся в работах совр. христ. идеологов К. (см. об этом в кн. I. Arnault, Procés du cólonialisme, P., 1958). Одной из распространенных является также теория "ассимиляции", исходящая из антинауч. тезиса о превосходстве "зап. культуры" (R. Monier, Sociologie coloniale, v. 1, P., 1932). Откровенные идеологи К. полностью отвергали идею нац. суверенитета народов Азии и Африки.История развития человечества в 20 в. нанесла сокрушит. удары по идеологии колонизаторов. Великая Октябрьская социалистич. революция разбудила Восток, вовлекла колониальные народы в общий поток освободит. антиимпериалистич. борьбы. Возникновение социализма знаменует наступление эры освобождения угнетенных народов. Образование мировой системы социализма и обострение общего кризиса капитализма создали благоприятные условия для успешного развития нац. освободит. движения, ликвидации вековой отсталости и нищеты, достижения политич. и экономич. самостоятельности колониальных и зависимых народов. В результате широкого нац.-освободит. движения на месте бывших колоний и полуколоний возникли и возникают молодые суверенные гос-ва, народы к-рых стали активными участниками междунар. политики. Крах колониальной системы – второй по своему историч. значению после образования социалистич. системы итог мирового развития. К концу 1962 возникло св. 50 новых суверенных гос-в. В прямой колониальной зависимости осталось 1,5% населения земли.Однако народы подавляющего большинства стран, освободившихся от политич. гнета империализма, продолжают эксплуатироваться капиталистич. монополиями. Большинство этих гос-в еще не вырвалось из мирового капиталистич. х-ва, хотя и занимает там особое место.Империалистич. гос-ва, и в первую очередь США, прилагают немалые усилия к тому, чтобы удержать свои позиции в экономически слаборазвитых странах. "Новыми методами и в новых формах империалисты стремятся сохранить колониальную эксплуатацию народов" (Программа КПСС, 1961, с. 46). Империалисты вмешиваются во внутр. дела этих стран, поддерживают контрреволюц. группировки, марионеточные пр-ва и военнодеспотич. режимы, организуют заговоры, террор, подрывную деятельность, втягивают отд. страны в воен. блоки и развязывают кровавые колониальные войны. Играя на нац. и племенной розни, колонизаторы стараются внести раскол в ряды нац.-освободит. движения. "...Колониализм не уходит со сцены после достижения угнетенными народами государственной самостоятельности, – он цепляется за любые возможности, за старые связи, экономические, финансовые, военные и другие рычаги и часто использует разложившиеся и подкупленные им реакционные элементы этих стран для того, чтобы в новом виде, в новых формах продолжать колониальную эксплуатацию. Это обычно и называют неоколониализмом" (Микоян А. И., "Правда", 1962, 15 марта, с. 3).Совр. К. проявляется в постоянных попытках империалистов использовать экономич. трудности слаборазвитых стран для навязывания им кабальных экономич. и политич. требований.Одна из коренных проблем экономически слаборазвитых стран – это проблема пути их дальнейшего развития. Капитализм – это путь нар. страданий. Некапиталистический же путь обеспечивает быстрый подъем экономики и культуры и отвечает интересам абс. большинства нации. В условиях распада колониальной системы при нынешнем соотношении сил на мировой арене и реальной возможности всесторонней поддержки со стороны мировой социалистич. системы широкие перспективы для народов экономически слаборазвитых стран открываются на путях образования и развития гос-в нац. демократии.В совр. условиях империалисты стремятся расширить идеологич. обоснование своей деятельности, приспособить ее к новой обстановке. Идеология К. отражает необходимость для империализма маневрировать и отступать перед лицом нац.-освободит. движения. В условиях, когда нац. государственность завоевала большинство стран Азии и Африки и идея равенства этих стран с др. гос-вами, по крайней мере в юридич. смысле, приобрела междунар. признание, многие прежние теории (расизма и т.п.) могут лишь еще более подорвать позиции империализма в этих странах и поэтому подобные теории в их наиболее откровенной, неприкрытой форме появляются все реже. В довоенный период идеология К. разрабатывалась гл. образом в зап.-европ. странах – метрополиях (Англии, Франции, Голландии), в наст. время идеологич. центром К. являются США. Амер. империализм стремится нажить политич. капитал на ненависти народов Азии, Африки и Лат. Америки к своим прежним поработителям и выступает преим. под флагом "антиколониализма", распространяя лживую легенду, будто США никогда не были колониальной державой. Осн. внимание амер. идеологи К. уделяют социально-экономич. вопросам. Для англ. и франц. идеологов К. в первые послевоен. годы были характерны стремление обосновать политич. господство колониальных держав, разработка вопросов о целесообразных, с т. зр. империализма, путях сохранения политич. позиций колонизаторов в освобождающихся странах (теории многостадийной передачи власти и т.п.). В последнее время англ. и франц. идеологи К. также активно занимаются разработкой социально-экономич. проблем. В целом совр. идеология К. не представляет собой единой концепции, а состоит из ряда разрозненных, часто противоречащих друг другу теорий, положений и линий пропаганды. В выработке этой идеологии активно участвуют не только различные бурж. социологи (начиная с откровенных проповедников расизма и насильств. подчинения народов и кончая представителями "либеральных", реформистских течений), но и правые социалисты.Возрастающее значение в совр. идеологии К. приобретают теории, призванные замаскировать и приукрасить взаимоотношения империализма с экономически отсталыми странами и представляющие империалистов в роли защитников равенства, демократии, свободы, прогресса. Предпринимаются попытки приукрасить историч. прошлое К. (а попутно и мн. черты совр. взаимоотношений империалистич. гос-в с экономически отсталыми странами), представить К. как необходимый этап обществ. развития и в то же время как явление, ускорившее развитие экономически отсталых стран. Обоснованием подобной апологии К. являются различные варианты теории культурной, экономич., политич., религ. и иной "взаимозависимости" и "взаимодействия" [Тойнби, франкель, Хинден (Великобритания), Нортроп (США) ].Бурж. проповедники этих теорий сознательно смешивают исторически неизбежный процесс экономич. и хозяйств. сближения народов с его насильств. колониалистскими формами в условиях империализма. Они пытаются представить нац.-освободит. движение как явление, противоречащее ходу истории, а политич. суверенитет – как историч. анахронизм. В то же время, умалчивая о насильств. подавлении колонизаторами любого волеизъявления колониальных народов, идеологи К. выдвигают тезис о том, что господство иностранцев способствовало распространению в колониях "идеалов демократии и независимости". Наряду с этим мн. идеологи К. утверждают, что колонизаторы обеспечивают "мир и порядок" в подвластных им территориях. Ссылаясь на якобы неподготовленность народов колоний к самоуправлению, апологеты К. выдвигают т.н. теорию вакуума, согласно к-рой преждевремен-ный уход колонизаторов порождает якобы вакуум власти, что будто бы приводит к политич. хаосу и впоследствии к новому порабощению народа (Бёрнс, Кинг, Хинден). Подобные теории служат не только идеологич. прикрытием и оправданием совр. колониальных войн, но и обоснованием постоянных попыток империалистов подчинить освободившиеся страны своему политич. влиянию.Бурж. экономисты также широко проповедуют различные формы экономич. взаимозависимости. Опираясь на теорию сравнит. издержек произ-ва, они стремятся преподнести однобокое развитие нар. х-ва слаборазвитых стран как неотъемлемую черту любого прогрессивного междунар. разделения труда. Согласно этим теориям, нынешняя структура нар. х-ва и внешнеэкономич. отношений якобы обеспечивает отсталым странам Азии, Африки и Лат. Америки наибольшие выгоды и благоприятно влияет на их экономич. развитие.Стремясь обелить К., его защитники дают извращенную трактовку причин экономич. отсталости стран Азии, Африки и Лат. Америки. Замалчивая пагубное воздействие господства колонизаторов, идеологи К. обосновывают положение слаборазвитых стран различными геополитич. и неомальтузианскими рассуждениями, а также апологетич. теорией "порочных кругов бедности", согласно к-рой эти страны бедны потому, что они мало производят, а мало производят потому, что они бедны и не могут увеличивать капиталовложений. В действительности, империалистич. грабеж колоний и зависимых стран американскими и др. монополиями является одним из гл. препятствий для их быстрого экономического развития.Одной из форм апологии К. является утверждение, будто империализм ныне переродился, и К. (к-рый трактуется как чисто политич. явление) якобы больше не существует. Представляя завоеванную в результате нац.-освободит. борьбы политич. независимость как добровольный "дар" империализма, бурж. и правосоциалистич. апологеты К. говорят о наступлении новой эры во взаимоотношениях между империалистич. державами и слаборазвитыми странами [Эллиот, Стейли, Лайнбергер, Хазард (США), Стрейчи, Хинден (Великобритания) ]. Ныне якобы существует широкое совпадение интересов империалистов и народов экономически отсталых стран, их совместная заинтересованность в экономич. развитии стран Азии, Африки и Лат. Америки.Одно из центр. мест в идеологии совр. К. занимает антикоммунизм, к-рый призван расколоть и ослабить единый нац. фронт освободит. движения. "В нем смыкаются империалистическая идеология с идеологией феодальных, проимпериалистических элементов и реакционных групп буржуазии стран, освободившихся от колониального ига" (Программа КПСС, с. 54). Ссылкой на борьбу против "коммунистич. опасности" империалисты оправдывают наступление против широких нар. масс, против всех прогрессивных сил и ведущих борцов за независимость в слаборазвитых странах. Идеологи К. выступают против прогрессивных сторон национализма и поддерживают его реакц. тенденции, стремятся склонить нац. буржуазию к компромиссу с империализмом. Антикоммунистич. выступ-ления, переплетающиеся с постоянными выпадами против стран социалистич. лагеря, служат идеологич. прикрытием политики сколачивания агрессивных воен. блоков и нередко оправданием насильств. захвата отд. важных стратегич. районов. Осн. знаменосцем антикоммунизма является американский империализм, выступающий в роли руководящей силы современного К.Возрастающее значение в идеологии К. занимает вопрос о дальнейших социально-экономич. путях развития слаборазвитых стран. Осн. работы бурж. социологов, историков и экономистов направляются на проповедь рецептов развития этих стран по капиталистич. пути. Бурж. социологи пытаются доказать, что предпосылкой быстрого экономич. развития является создание благоприятных условий для частного предпринимательства [Ростоу, Райт, Стейли (США) и др. ]. Под этим углом зрения подробно разбираются вопросы права, религии, экономики, политики и т.п. Признавая неизбежность участия гос-ва в экономич. жизни освободившихся стран, идеологи К. усиленно проповедуют необходимость всемерного ограничения его роли и передачи важнейших отраслей экономики в руки частного капитала. Бурж. идеологи отвергают в принципе политику национализации важнейших отраслей и выступают за максимальную свободу деятельности частного и иностр. капитала. Особое внимание уделяется проблеме индустриализации экономически отсталых стран. Империалисты, пытаясь сохранить зависимость слаборазвитых стран от поставок осн. средств произ-ва из империалистич. гос-в, стремятся помешать подлинной индустриализации этих стран, направить их развитие на создание второстепенных отраслей легкой, а не тяжелой пром-сти и машиностроения. В этой связи проводится клеветнич. кампания и против опыта индустриализации в социалистич. странах.Ряд идеологов К. проповедует необходимость оказания экономич. помощи слаборазвитым странам [Боулсс, Стассен, Ростоу (США) ] с целью удержания этих стран в зависимости от империалистич. держав. Эта помощь преподносится как конкретный носитель "нового" отношения империалистов к экономически отсталым странам, как средство, способное облегчить социально-экономич. трудности развития этих стран по капиталистич. пути. В действительности же империалистч. "помощь" – это средство эксплуатации и орудие закабаления экономически отсталых стран. Рост сил социализма и демократии, небывалый подъем и размах нац.-освободит. движения обусловливают в совр. условиях неодолимость процесса крушения К., к-рый мечется в попытках отсрочить свою гибель. В одних случаях предпочтение отдается идеологии и политике частичных уступок, маневров и реформ, в других – верх берут идеология и политика воен. авантюр, неприкрытого насилия. В целом совр. К. выступает как сочетание и переплетение обеих этих тенденций. В совр. идеологии К. в большей мере, чем в реальной политике империализма, предпочтение отдается "либеральным" реформистским течениям. Реальная политика, проводимая империалистич. державами в отношении экономически отсталых стран (непрекращающиеся колониальные войны, вмешательство во внутр. дела, систематич. грабеж и т.п.), показывает, что "... империализм остается главным врагом и главным препятствием на пути решения общенациональных задач, стоящих перед молодыми суверенными государствами и всеми зависимыми странами" (там же, с. 46).Совр. идеология К. отражает глубокий кризис, переживаемый империализмом в период, когда социалистич. система показывает свое преимущество над капитализмом, а народы Азии, Африки и Лат. Америки усиливают борьбу за полную ликвидацию К.Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о колониальной системе капитализма. [Сб. ], М., 1959; В. И. Ленин о национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, [М. ], 1956; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–65 годы, М., 1959; его же, Свободу и независимость всем колониальным народам, решить проблему всеобщего разоружения!, М., 1960; его же, За новые победы мирового коммунистического движения, М., 1961; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его же, О Программе КПСС, М., 1961; Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, Москва, ноябрь 1960 года, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961; Варга Е. С., Основные вопросы экономики и политики империализма (после второй мировой войны), 2 изд., М., 1957; Васильева В. Я., Распад колониальной системы империализма, М., 1958; Гречев Μ. Α., Колониальная политика США после второй мировой войны, М., 1958; Последние колонии в Азии. [Сб. статей ], М., 1958; Лемин И. М., Экономическая сущность современного колониализма, "Проблемы востоковедения", 1959, No 4; его же, Политическое содержание современного колониализма, там же, 1960, No 1; Коллонтай В., Правые социалисты и колониализм, в кн.: Правые социалисты – против социализма, М., 1960; Проблемы индустриализации суверенных слаборазвитых стран Азии, М., 1960; Разбуженный Восток. Записки сов. журналистов о визите Н. С. Хрущева в Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, кн. 1–2, [М., 1960 ]; Аграрно-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии, М., 1961; Аграрные реформы в странах Востока. [Сб. статей ], М., 1961; Брутенц К. Н., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Mодржинская Е. Д., Идеология современного колониализма, М., 1961; Национально-освободительное движение в Латинской Америке на современном этапе, М., 1961; Рабочее движение в капиталистических странах (1959–61 гг.), М., 1961; Фитуни Л. А. и Щетинин В. Д., Проблемы помощи экономически слаборазвитым странам, М., 1961; Шабад Б. Α., Идеологические основы современного колониализма, М., 1961; Черняк Е. Б., Новейшая реакционная историография колониализма, "Новая и новейшая история", 1961, No 5; Айдит Д. Н., Уроки истории Коммунистической партии Индонезии, [пер. с индонез. ], М., 1961; Алжирская коммунистическая партия в войне за национальную независимость, [пер. с франц. ], М., 1961; Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; Рока Блас, Куба – свободная территория Америки, пер. с исп., М., 1961; Неру Д., Автобиография, пер. с англ., М., 1955; Нкрума К., Автобиография, пер. с англ., М., 1961; Сукарно, Индонезия обвиняет. Сб. статей и речей, пер. с индонез. и англ., М., 1956; Секу Туре, Независимая Гвинея, пер. с франц., М., 1960; Гудзима Канэсабуро, Современный колониализм, пер. с япон., М., 1960; Баран П., К экономической теории общественного развития, пер. с англ., М., 1960.Осн. труды совр. идеологич. защитников К. – Maunier R., Sociologie coloniale, v. 1–2. P., 1932–36; Fjlliet J., Le droit de colonisation..., P., 1933; Labouret H., Colonisation, colonialisme, décolonisation, P., 1952; Northrop F. S. C., The taming of the nations..., N. Y., 1952; Asian nationalism and the West..., ed. by W. L. Holland, N. Y., 1953; Frankel S. H., The economic impact of under-developed societies, Oxf., 1953; Staley E., The future of underdeveloped countries, N. Y., 1954; Richmond A. H., The colour problem..., Harmondsworth, [1955 ]; Kohn H., Nationalism, its meaning and history, Princeton – N. Y., 1955; Adam Τh. R., Modern colonialism: institutions and policies, N. Y., 1955; Race relations in world perspective, Honolulu (Hawaii), 1955; The political economy of American foreign policy, Ν. Y., [1955 ]; Nationalism and progress in free Asia, ed. by Ph. W. Thayer, Balt., 1956; Coggle B. J., Byrnes J. P. K., Christian social ethics. L., [1956 ]; Вurns А. С., In defence of colonies, L., [1957 ]; Idea of colonialism, ed. by R. Strausz-Hupé, H. W. Hazard, 1958; Kindleberger P. Ch., Economic development, N. Y., 1958; Schonfield Α., Attack on world poverty, [N. Y. ], 1960; Nurkse R., Problems of capital formation in underdeveloped countries, N. Y., 1960; Ηoselitz Β. F., Sociological aspects of economic growth, N. Y., 1960; его же, Theories of economic growth, [Ν. Υ. ], 1961.В. Коллонтай, Е. Модржинская. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.