- ЛОПАТИН Лев Михайлович
- ЛОПАТИН Лев Михайлович
-
(1855-1920) — философ, психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та. Защитил магистерскую (1886) и докторскую (1891) диссертации. С 1892 — проф. кафедры философии Московского психологического общества; редактор жур. «Вопросы философии и психологии».
Основной труд Л. — «Положительные задачи философии».
Л. трактует эмпирический опыт как относящийся к познанию явлений в их субъективном значении. С целью преодоления субъективизма в познании возможна и необходима разработка метафизики знания о действительной сущности вещей. В области метафизики возможны два способа движения: рациональный, утверждающий внеопытные истины, и способ, основанный на вере, не связанный с логическим доказательством. Соответственно, Л. выделяет два основных вида метафизики: онтологию разума и онтологию веры. К последнему виду метафизики Л. относит материализм, основанный на вере в объективность чувственных впечатлений. Сам Л. был сторонником онтологии разума. Центральной проблемой онтологии разума Л. считаетпоиск связи единого и многого; была создана концепция субстанции как субъекта многообразия качеств и состояний. Обстоятельной разработке в философии Л. подверглась и проблема причинности. Развитие онтологии разума приводит Л. в конечном счете к «системе конкретного спиритуализма».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ЛОПАТИН Лев Михайлович
-
(род. 1 июня 1855, Москва – ум. 21 марта 1920, там же)рус. философ и психолог. С 1894 был редактором журнала «Вопросы философии и психологии», с 1899 – председатель Московского психологического общества. Развивал определенную модификацию спиритуализма – своеобразный симбиоз христ. платонизма и лейбницевской монадологии. По Лопатину, мир – совокупность взаимосвязанных деятельных существ (монад), внутренняя духовная сторона которых определяет их внешние материальные проявления. Он разграничивает области знания и веры, философии и религии: действительность, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства – предмет веры. Под верой Лопатин понимает бессознательное предчувствие истины. В психологии являлся сторонником метода интроспекции. Осн. произв.: «Психология», 1902; «Философские характеристики и речи», 1911; «Положительные задачи философии», ч. 1 – 2, 1911; «Лекции по истории новой философии», 1914.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЛОПА́ТИН Лев Михайлович
-
(1 июня 1855 – 21 марта 1920) – рус. философ-персоналист. Проф. Моск. ун-та, редактор журн. "Вопросы философии и психологии", пред. Моск. психологич. об-ва (с 1899). В "динамическом" спиритуализме Л. переплетаются влияния Лейбница, Лотце, В. Соловьёва. Ленин называл Л. "философским черносотенцем" и отмечал близость его обскурантских устремлений с философией неокритицистов, имманентов и др. совр. идеалистов (см. Соч., т. 14, с. 286).Мир, по Л., одушевлен и представляет собой совокупность сверхвременных, внутренне-активных центров – живых монад; каждая из них – единство субстанции и силы, субъекта и процесса. Абс. причина этих конечных динамич. субстанций – бог. Источник и носитель человеч. сознания – бессмертная душа, являющаяся более богатой внутр. жизнью монадой, чем монады, составляющие окружающий мир. Объективно-идеалистическая в целом философия Л. включала в себя субъективистские, агностич. тенденции; человек созерцает, по Л., не объективную внешнюю действительность, а лишь ее подобие, созданное духом. Мистифицируя причинность, Л. толковал ее как свободное волеизлияние духа, созидающего явления. Философия Л. пессимистична; выход из "безумного хаоса" жизни она видит лишь за пределами земного бытия.Соч.: История древней философии, [М., 1901 ], литогр. изд.; Психология, М., [1902 ]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, ч. 1–2, 2 изд., М., 1911; Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914; Неотложные задачи совр. мысли, "Вопр. философии и психологии", 1917, кн. 136, янв. – февр.Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 286–88, 290, 328, 337–38; Гуляев А. Д., Несколько замечаний о приемах историко-философских исследований, Каз., 1909; Коган Л. Α., К критике философии Вл. Соловьева, "Вопр. философии", 1959, No 3; История философии, т. 5, М., 1961, с. 345–47; Петровский А. В., Об основных направлениях в рус. психологии нач. XX в., в кн.: Из истории рус. психологии, М., 1961.Л. Коган. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.