- КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
- КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
-
рус. мыслитель 12 в., проповедник, знаток греч. богословской лит-ры. Сначала монах, затем епископ г. Турова (Киевская Русь); сторонник князя Андрея Боголюбского. В своей политич. деятельности и проповедях выступал против междоусобиц, за объединение Руси, за единство рус. церкви. Автор многочисл. "Слов" и "Посланий", в которых рассматривается ряд важнейших философских и эстетич. проблем. К. Т. выступал против арианства, критиковал "недостойных пастырей", расшатывающих церк. организацию, стремился рационально обосновать христ. догматику. В то же время в соч. К. Т. имеются натурфилос. элементы: утверждение духовного единства всех явлений природы, стремление природы к самоутверждению и т.д. В соч. К. Т. содержатся рационалистич. моменты. Согласно К. Т., разумное начало должно определять духовную деятельность человека. К. Т. учил, что к познанию мира необходимо "идти умом". Только разумное, "мысленное" начало позволяет видеть подлинную глубину мира, его сущность. В произведениях К. Т. содержатся и элементы эстетич. воззрений. Соч. К. Т. оказали большое влияние на развитие рус. лит-ры и были широко популярны на Руси в 12–16 вв.Лит.: [Сухомлинов М. И. ], О сочинениях Кирилла Туровского, в кн.: Рукописи графа А. С. Уварова, т. 2, СПБ, 1858, с. I–XXII; Гудзий Н. К., История древней рус. литературы, 6 изд., М., 1956, с. 81–93; Еремин И. П., Литературное наследие Кирилла Туровского, в кн.: Тр. отдела древнерус. литературы, т. 11–13, 15, М.–Л., 1955–58; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960, с. 28, 95–97.К. Шохин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
-
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. ИЗО, Туров- не ранее 1182) — церковный деятель Древней Руси, автор поучений,притч, торжественных слов и молитв. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Современники называли его “Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси”. Сведения о его жизни содержит проложное житие 13 в. Жизнеописание наделяет Кирилла Туровского типичными чертами монашествующего подвижника веры. В 70-е гг. 12 в. вместе с византийским иерархом он принял участие в развенчании ереси Федорца Владимирского. В полемической “Притче о слепце и хромце” осудил Андрея Боголюбского, поддерживавшего ересь. Кирилл Туровский ставил вопрос о равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. Проповедуя полную подчиненность тела душе, предлагал соответствующую модель взаимоотношений духовной и светской властей. В “Повести о белоризце и о мнишестве” (сюжет о беспечном царе и его мудром советнике), “Слове о премудрости”, а также в других произведениях, образно уподобляя аллегорический “град” человеческому телу, а населяющих его людей чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение он видит в бегстве от мира в соответствии с аскетическим идеалом и выражает недоверие всему, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств объявляется разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. Для Кирилла Туровского характерно широкое использование метода аллегорического толкования.Изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского.— “Труды Отдела древнерусской литературы”, 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Памятники литературы Древней Руси. 12 в. М., 1980.Лит.: Еремин И. П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности.— “Известия Отделения языка и словесности АН”, 1921, т. 26; Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль ΙΟΙ 7 вв. М., 1990.В. В. Мильков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.