- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
-
учение австр. психолога А. Адлера, к-рый первоначально был одним из ближайших последователей Фрейда, а затем противопоставил свою концепцию ортодоксальному фрейдизму. Тем не менее "И. п." фактически представляет собой вариант фрейдизма. В основе "И. п." Адлера лежит понятие компенсации, выдвинутое им в качестве психологич. аналога свойств, характеризующих биологич. приспособление живых существ. По Адлеру, человек - биологически самое неприспособленное существо: ребенок начинает свою духовную жизнь с осознания (благодаря столкновению с внешним миром) слабости своего организма, что ведет к развитию "чувства (комплекса) неполноценности", к-рое закрепляется затем под воздействием ближайшего окружения в семье, потом в школе и, наконец, в обществе. В течение всей жизни человек стремится преодолеть свою неполноценность. Это стремление и есть компенсация. Постоянное стремление к нарушению психич. равновесия, обусловленное компенсацией, влечет человека к нек-рой цели, ему неведомой; эта цель детерминируется в раннем детстве и составляет скрытый смысл жизни – т.н. бессознательное; в отличие от ортодокс. фрейдизма, для к-рого бессознательное – это подавленные или подавляемые влечения, в "И. п." это – телеологич. выражение тенденций, латентно существующих в человеке. Адлер придает комплексу неполноценности не только биологическое, но и социальное и даже "космическое" значение: чувство неполноценности может частично преодолеваться благодаря компенсаторной деятельности сознания, выражающейся в форме религии, философии и иск-ва."И. п." получила в Зап. Европе большое распространение в 20-е гг. 20 в. на фоне духовной депрессии, вызванной 1-й мировой войной. "И. п." оказала сильное влияние на бурж. педагогику, психиатрию и социологию; были также отд. попытки представить "И. п." как психология, теорию, якобы "дополняющую" социологич. учение Маркса (О. Rühle, 1925). В действительности, "И. п.", отрицающая историч. закономерности развития психики человека, строящаяся на вульгарной биологизации природы человека и общества и провозглашающая классовый мир, не только не имеет ничего общего с марксизмом, но и глубоко враждебна ему. Успех "И. п." в Зап. Европе и Америке объясняется не научным, а идеологич. содержанием ее как "естественнонауч." основы идеологии бурж. индивидуализма.М. Роговин. Москва.Лит.: Адлер Α., Роль бессознательного в неврозе, М., [1913]; его же, Сны и их толкование, М., 1914; его же, Studie über Minderwertigkeit von Organen, Münch., 1927; Rühle О., Die Seele des proletarischen Kindes, Dresden, [1925]; Handbuch der Individualpsychologie, Bd 1–2, Münch., 1926; Dreikurs R., Fundamentals of adlerian psychology, Ν. Υ., 1950; Hart D. L., Der tiefenpsychologische Begriff der Kompensation, Z., [1956]; The individual psychology of Alfred Adler. A systematic presentation from his writings, ed. by H. L.. Ansbacher and R. Ansbacher, Ν. Υ., [1956].
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.