- ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- ЕСТЕ́СТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
-
"...стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски- бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 331). Е.-и. м. является "стихийно-материалистической теорией познания", лежащей в основе практич. науч. деятельности естествоиспытателей (см. тамже, с. 18, 33, 39, 63, 243, 301, 304, 337 и др.). Общими принципами Е.-и. м., специфично проявляющимися в каждой науке, являются: убежденность естествоиспытателя в объективности природы и законов ее развития, признание соответствия между науч. данными и реальными свойствами объекта исследования. В рамках специального науч. исследования этими стихийно материалистич. принципами руководствуются даже ученые-идеалисты, и только благодаря этому и вопреки идеализму они способны быть участниками прогресса человеч. знания. Закономерный прогресс естествознания как процесс развития науч. знаний о природе обусловливает "...неискоренимость естественно-исторического материализма..." (там же, с. 335). Е-и. м. неразрывно связан с филос. материализмом.На основе Е.-и. м. совершается процесс проникновения стихийной диалектики в естествознание. Об этом свидетельствует, напр., разработка естествоиспытателями 19 в. сравнительно-историч. метода исследования, применение к-рого в значит. мере обусловило крупнейшие науч. открытия. Вместе с тем совр. наука все яснее обнаруживает ограниченность Е.-и. м., его недостаточность для бескризисного развития естествознания, для борьбы с идеализмом. Несмотря на неразрывную связь с филос. материализмом, Е.-и. м. остается тем не менее философски не оформленным, "...недодуманным до конца материализмом" (там же, с. 277). Стихийность Е.-и. м., т.е. отсутствие филос. обобщенности и последовательности, заключается в том, что убеждение ученого в объективности природы не доводится до ясно выраженного и последоват. материалистич. решения осн. вопроса философии, до понимания непримиримости материализма всем и всяческим формам идеализма. Выраженный в характерных для данной области исследования представлениях и понятиях, Е.-и. м. обеспечивает сохранение естествоиспытателями материалистич. позиций в пределах специальной теории. Однако эта же непосредств. связь Е.-и. м. с естеств.-науч. материалом оказывается причиной его слабости как методологич. основы при переходе к более широким обобщениям при выходе за пределы специальной теории. Филос. неоформленность материалистич. мировоззрения создает нечеткую, а подчас и просто некритич. оценку естествоиспытателями различных филос. концепций, без привлечения к-рых они не могут обойтись в теоретич. мышлении. В работе "Диалектика природы" (особенно в статье "Естествознание в мире духов") Энгельс убедительно показал, что отказ естествоиспытателей от сознат. изучения и использования науч. материалистич. философии неминуемо ведет их к тому, что они становятся "...рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений" (указ. соч., 1955, с. 165). Совр. идеалистич. толкования достижений квантовой механики, идеалистич. направления неодарвинизма, финализма и ортогенеза в биологии, антинауч. представления о конечности Вселенной в астрономии и т.д. – все это подтверждает правоту ленинских слов о том, что "...без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом" (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 207).Переход от Е.-и. м. к диалектич. материализму тормозится социальной атмосферой бурж. общества, воспитывающей естествоиспытателей в духе прямой вражды к марксистской философии. Подавляющее большинство естествоиспытателей капиталистич. стран не имеет понятия об историч. материализме, без к-рого не может быть цельного материализма. Отягощенные балластом идеалистич. понимания обществ. процессов, естеств.-историч. материалисты неизбежно непоследовательны, неустойчивы в своем материалистич. мировоззрении. Тем не менее объективная необходимость перерастания Е.-и. м. в диалектич. материализм пробивает себе дорогу. На позиции сознат. филос. материализма переходят мн. видные ученые. Преобразование Е.-и. м. в диалектич. материализм имеет огромное значение для развития естествознания, и об этом свидетельствуют науч. достижения ученых СССР и др. стран социализма, основанные на прочном фундаменте методологии диалектич. материализма (см. Материализм, Наука).Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Meчников И. И., Сорок лет искания рационального мировоззрения, М., 1925; Тимирязев К. Α., Насущные задачи совр. естествознания, Соч., т. 5, М., 1938; его же, Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620-1920), там же, т. 8, М., 1939; его же, Наука и демократия, там же, т. 9, М., 1939; Карпинская Р. С., Ленин о естественно-историч. материализме, в сб.: В. И. Ленин и некоторые вопросы познания, Горький, 1959; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Ланжевен П., Избр. произв. Статьи и речи по общим вопросам науки, пер. с франц., М., 1949; Бернал Д., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956.Р. Карпинская. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.