- ЕВБУЛИД
- ЕВБУЛИД
-
из Милета (Εὐβουλίδης) (4 в. до н.э.) – др.-греч. философ-идеалист, представитель мегарской школы. В соответствии с общим направлением этой школы Е. стремился доказать, что чувств. восприятия реальных вещей и явлений неистинны и что вообще познание невозможно ввиду своей противоречивости. Т.о., "доказывалось", что материальное, единичное не есть истинно-сущее, достоинством к-рого обладает лишь общее, идеальное. Для обоснования этих общих идей мегарской школы Е. в традиции Зенона Элейского (см. также апория), вульгаризируя ее, выдвигал ряд софизмов [дошли до нас в изложении Диогена Лаэртского (кн. II) и др. антич. авторов] – "Лжец", "Покрытый", "Сорит (куча)", "Плешивый", "Рогатый" и др. Нек-рые из них представляют собой простую игру слов (напр., софизм "Рогатый": то, чего ты не потерял, у тебя есть: ты не потерял рогов, следовательно, ты рогат), другие же фиксируют диалектику количества и качества (на что обратил внимание Гегель, см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 101–02; ср. 95–100), как, напр., "Плешивый", "Куча" (одно зерно – не куча, два – не куча и т.д. до тех пор, пока мы не признаем, что образовалась куча).Соч.: (фрагм.), в кн.: Dеусks F., De Megaricofum doctrina..., Bonn, [1827].Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 144–45; Mallet Сh. Α., Histoire de l'école de Mégare..., P., 1845; Prantl K., Geschichte der Lostic im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 40 и др.; Gi11espie C. M., On the Megarians. "Arch. Geschichte Philos.", 1911, S. 218–41.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЕВБУЛИД
-
ЕВБУЛИД (Εύβουλίδης) из Милета (4 в. до н. э.) — греческий философ, представитель мегарской школы, получил известность благодаря формулировке ряда логических парадоксов (“диалектических задач”, διαλεκτικοί λόγοι)): “Лжец”, “Куча”, “Спрятанный”, “Накрытый покрывалом”, “Электра”, “Рогатый” и “Лысый” (Diog. L. II 108); сочинял также комедии. Наиболее знаменит парадокс “Лжец” (Ψευδόμενον), связанный с проблемой самоотнесения понятий: истинно или ложно высказывание “я лгу”? Если “я лгу” ложно, то, поскольку это и утверждается, то высказывание должно быть истинно; если “я лгу” истинно, то, поскольку в нем утверждается его ложность, то — ложно (ср. вариант парадокса в понимании Аристотеля, De Soph. El., 25, 180b2—7, а также Cic. Acad. Pr. II 96). Этот парадокс нашел свое разрешение только в логике 20 в. (А. Тарский) благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты “истинно” либо “ложно” (термины метаязыка) к языку, на котором формулируется высказывание. К серии логических парадоксов относятся также рассуждения “Куча” и “Лысый”: добавляя к зернышку по зернышку, когда мы можем сказать, чтообразовалась куча? теряя по одному волосу, с какого момента человек становится лысым? Остальные известные рассуждения Евбулида вернее отнести к разряду софизмов: “Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Следовательно, ты рогат” (“Рогатый”, Diog. L. VII 187); перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом, — она его знает и не знает (“Электра”, с видоизменениями того же сюжета — “Спрятанный” и “Накрытый покрывалом”). Вероятно, у Евбулида было некое сочинение, посвященное суду над Сократом: Диоген Лаэртий ссылается на него, упоминая о сумме выкупа в 100, а не 25 драхм, названную Сократом в качестве возможного наказания (Diog. L. II 42). Среди учеников Евбулида — Алексин из Элиды и Аполлоний Крон, учитель Диодора Крона. См. также Мегарская школа. Лит.: Daring К. Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Tcstimonien. Amst., 1972.M. А. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.