ДУН ЧЖУН-ШУ

ДУН ЧЖУН-ШУ
ДУН ЧЖУН-ШУ
(187–120 до н.э.) – кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д. Ч.-ш. утверждал, что небо, обладающее человеч. свойствами и волей, есть верховное начало, к-рое распоряжается всей Вселенной. Природа и обществ. порядок являются продуктами его целенаправл. деятельности. Воля неба, по Д. Ч.-ш., есть моральный закон, к-рый должен уважать и блюсти мудрый человек. Т.о., в учении Д. Ч.-ш. феод. этика становилась внутр. сущностью мира.
Согласно Д. Ч.-ш., цель познания состоит не в открытии сущности вещей, не в приведении понятий в соответствие с объективным миром, а, напротив, в подчинении вещей своим "именам". Тот, кто идет наперекор "именам", тот "идет против неба". Для историч. взглядов Д. Ч.-ш. характерна идея круговращения: "Закон неба кончается и вновь начинается". Согласно Д. Ч.-ш., существуют три типа обществ. строя, к-рые циклически повторяются в истории. Признавая смену типов обществ. порядка, Д. Ч.-ш. стремился доказать неизменность осн. принципа феод. строя. Положение Д. Ч.-ш.: "Небо неизменно, неизменно и дао" – является классическим положением др.-кит. метафизики (см. Мао Цзэ-дуп, Избр. произв., т. 2, М., 1953, с. 412).
В учении о природе человека Д. Ч.-ш. синтезировал положения Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Он утверждал, что классовое и сословное деление общества соответствует вечным "законам неба и земли" и в связи с этим различал 3 категории человеч. природы: высшую, среднюю и низшую. Согласно его учению, понятием "добра" характеризуется лишь человеч. природа "больших людей", а природа "малых людей" – понятием зла. Приписывая императорской власти божеств. характер, выступал с защитой феод. строя Древнего Китая. Соч. Д. Ч.-ш. собраны в кн. "Чуньцю фань лу".
Лит.: Xоу Вай-лу [и др:], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 84–125; Franke О., Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts' in und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'in fan lu, Hamb., 1920; Fung Ju-lan, Α history of Chinese philosophy, v. 1–2, Princeton, 1952–53.
Ши Цзюнь. КНР.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДУН ЧЖУН-ШУ" в других словарях:

  • ДУН ЧЖУН-ШУ — (ок. 180 ок. 120 до н. э.) философ и политич. деятель Древнего Китая. Играл значит. роль в политич. жизни страны, особенно в период правления имп. У ди (140 87 до н. э.). По инициативе Д. Ч. ш. во времена У ди были предприняты попытки… …   Советская историческая энциклопедия

  • Дун Чжун-шу — Дун Чжуншу (кит. 董仲舒; ок. 179 104 гг. до н. э.) конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей …   Википедия

  • Дун Чжун-шу — (приблизительно 179 104 до н. э.)         китайский философ, по предложению которого Конфуцианство в 136 до н. э. было провозглашено официальной идеологией. В сочинении «Чуньцю фаньлу» («Обильная роса летописи Чуньцю») Д. Ч. ш. наделяет небо… …   Большая советская энциклопедия

  • Чжун Хуэй — (кит. 钟会, 225 264) военачальник Цао Вэй эпохи Троецарствия в Китае. Сын Чжун Яо, каллиграфа и политического деятеля. Чжун Хуэй играл важную роль в завоевании Шу Хань. У него и Дэн Ая были равные звания, но Чжун всегда считал себя искуснее Дэн Ая …   Википедия

  • дун чжуншу — 190 или 179, Гуанчуань (совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй), 120 или 104 до н.э. Философ и гос. деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 гг. до Р. Х.), кит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 г. до Р. Х. 220 г. по Р. Х.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии; один из лидеров «школы новых текстов» (др. название «школа текстов… …   Православная энциклопедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»