- ДОЛЬЧИНО
- ДОЛЬЧИНО
-
(Dolcino) (г. рожд. неизв. – ум. 1307) – вождь крестьянского восстания в Сев. Италии нач. 14 в. О личности Д. известно очень мало; по нек-рым данным, он был сыном священника. Судя по его посланиям к единомышленникам, сохранившимся в фрагментарном виде в допросных листках инквизиции, Д. был образованным по тому времени человеком. Он называл себя учеником и последователем Сегарелли, основателя секты апостольских братьев. Как и его учитель, Д. был типичным представителем плебейско-крестьянской ереси средневековья, к-рая, по выражению Энгельса, "...требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из равенства "сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Сегарелли Д. прибавил к этому специфически итал. черты: францисканское учение о "святой нищете", толкование Евангелия и Апокалипсиса в духе спиритуалов и последователей Иоахима Флорского о наступлении нового ("четвертого") периода истории. В нем он, однако, в противовес Иоахиму Флорскому, видел наступление не периода "созерцания" и всеобщего монашества, а справедливого порядка, в к-ром не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых происходит всяческое зло. Свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности свободного от повиновения церк. властям проповедника, соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. тамже, с. 377–78). В начале 1304 явился в район г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян. Д. предполагал вначале захватить долину р. Сессии у подножия альпийских гор и здесь создать вольную крест. общину на основе, по-видимому, периодич. уравнительных переделов земли. В марте 1307 восстание было подавлено, Д. был захвачен в плен и казнен. Его идеи еще долго жили и распространялись не только в Италии, но и в смежных с ней странах. Об этом свидетельствуют многочисл. судебные процессы (протоколы к-рых опубликованы во 2-м издании 9-го т. Muratori, Rerum italicarum scriptores pars V.).Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Τиханова М. Α., Восстание Дольчино, "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, No 7–8; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино в сб.: Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951, с. 148–58; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955, с 122–29; его же, Исторические условия восстания Дольчино, в кн.: Десятый Международный конгресс историков в Риме, сентябрь 1955 г. Докл. сов. делегации, М., 1956; Stefano Α. de, Riformatori ed eretici del medioevo, Palermo, 1938.С. Сказкин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.