ДОГМАТЫ


ДОГМАТЫ
ДОГМАТЫ
р е л и г и о з н ы е – официально признанные осн. положения религ. вероучения, исповедание к-рых считается непременным условием постижения божества и "спасения". Термин "Д." произошел от слова догма и означает положение религ. вероучения, принимаемое слепо, на веру. Система Д. имеется во всякой оформившейся религии: христианстве, иудаизме, исламе, индуизме и др.
В христианстве первая офиц. формулировка Д. была дана в 325 на Никейском соборе и составила т.н. никейский символ веры. В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых Д. и составил вместе с этими дополнениями т.н. никеоцареградский символ, включающий 12 осн. Д. К ним относятся Д. единства и троичности божества, грехопадения и искупления, воскресения Христова, Страшного суда и т.д. Константинопольский Вселенский собор принял специальное постановление о том, что сформулированные им Д. должны "во-веки" оставаться неприкосновенными и неизменными. Тем не менее ход внутрицерк. идеологич. и политич. борьбы вынуждал господств. в церкви группировки формулировать новые Д. В связи с борьбой против монофизитов был принят на 4-м Вселенском соборе Д. о двух естествах Христа – человеческом и божественном, – причем собор обратился к имп. Маркиану с разъяснением о том, что этот новый Д. не дополняет, а только "раскрывает" символ веры. Борьба против монофелитов привела к формулировке 6-м Вселенским собором (681) Д. о двух волях Христа. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял имеющее силу Д. вероопределение об иконопочитании.
Православная церковь формально остановилась на Д., принятых Вселенскими соборами, включая седьмой. Католич. церковь (см. Католицизм) неоднократно пополняла число Д., причем основанием для установления нового Д. служило не только решение церк. собора, но и единоличное определение рим. папы, поскольку последний считается непогрешимым главой церкви. Сама эта непогрешимость папы тоже является Д. католицизма. Помимо этого Д., католицизм признает не принимаемые др. христ. вероисповеданиями Д. о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына и нек-рые др. В протестантизме нет твердо установленной системы Д., как нет и центр. церк. учреждения, одной из функций к-рого было бы утверждение этих Д. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что она базировалась только на Библии и не принимала во внимание "священное предание". Однако, поскольку Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую лит-ру, задачей к-рой явилось введение некоего единообразия в истолкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как Д. осн. положения катехизиса Лютера.
Вся христ. церковь считает Д. "богооткровенными" (см. Боговдохновенность) истинами, полностью содержащимися в Библии и не подлежащими никаким изменениям. Признание того или иного Д. или отказ от такого признания считается монополией церкви, а непогрешимость последней, в частности, по вопросам установления и толкования Д., в свою очередь, является Д.
В иудаизме Маймонидом было установлено 13 Д. веры, напр. о вечности и всеведущности бога, о том, что придет мессия, и т.д. В дальнейшем число Д. в иудаизме сократилось до трех.
И. Крывелев. Москва.
В и с л а м е религ. догматика оформилась в схоластич. богословии – каламе. Осн. Д. ислама – единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" (сура 112). Второй Д. – пророч. миссия Мухаммеда, к-рый якобы по внушению свыше сообщил роду человеческому божеств. откровение, записанное в Коране. Помимо того, религ. вероучению ислама свойствен Д. о предопределении, согласно к-рому все дела, слова и мысли любого человека еще до сотворения мира были предопределены аллахом. Человек, по мнению мусульм. богословов, не обладает свободной волей, но имеет способность "приобретать" праведные и греховные действия.
В и н д у и з м е осн. Д. являются: признание святости Вед, неравенства людей, переселения душ и др.
Е. Беляев. Москва.
Богословие в содружестве с наиболее реакц. школами идеалистич. философии ставит своей целью создать нечто вроде "рационального" обоснования Д. Это является, в частности, специальной задачей т.н. догматич. богословия. Решение такой задачи принципиально невозможно, ибо Д. любой религии при попытке их анализа в свете разума обнаруживают свою полную антинаучность, иррациональность, несостоятельность и реакционность.
Религ.-догматич. мышление, пытавшееся подчинить себе сознание масс, полностью разрушается развитием научных и атеистических знаний, опровергающих всяческие Д.
И. Крывелев. Москва.
Лит.: Гарнак Α., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Φранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Sееberg R., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Lpz., 1908; Dorner Α., Grundriss der Dogmengeschichte, В., 1899; Lüdemann H., Christliche Dogmatik, Bd 1, Bern, 1924.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Смотреть что такое "ДОГМАТЫ" в других словарях:

  • Догматы — Догма (догмат; от др. греч. δογματίζω  «постановлять, утверждать»)  правила, рамки, законы. положение веры, принятое за откровенную истину. Догматические соборные определения православия обозначаются греческим словом «орос» (греч. Όρος «предел,… …   Википедия

  • Догматы —         религиозные (от греч. dógma, родительный падеж dógmatos мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике. Система Д.… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОГМАТЫ — религиозные (от греч. dogma учение, постановление) утвержденные высшими церк. инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, к рые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание к рых… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ —     ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ (греч. ?όγμα μнение, решение, постановление) в широком смысле существенные элементы христианского вероучения, абсолютно авторитетные для всех верующих; в узком смысле особые вероопределения по конкретным вопросам,… …   Философская энциклопедия

  • ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — основные положения вероучения, признаваемые непререкаемыми истинами, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательные для всех верующих. Каждая религия имеет собственную систему религиозных догматов, разработанную в процессе ее… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — (греч. dogmatos) осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств, установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догма тич. систему, выработанную в… …   Атеистический словарь

  • Догматы, основные понятия религии — Имена существительные     АД, бе/здна, гее/нна, устар., высок. аи/д, устар. та/ртар, разг. преиспо/дняя, разг., шутл. тартарары/.     В религии и мифологии: место, пространство, где души грешников после смерти испытывают вечные муки.     РАЙ,… …   Словарь синонимов русского языка

  • Догматы теологические —  ♦ (ENG tenets, theological)    теологические верования, считающиеся истинными …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ад — Догматы, основные понятия религии …   Словарь синонимов русского языка

  • рай — Догматы, основные понятия религии …   Словарь синонимов русского языка

Книги

Другие книги по запросу «ДОГМАТЫ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.