- ГРИГОРЬЕВ
- ГРИГО́РЬЕВ
-
Аполлон Александрович [20 июля (1 авг.) 1822 – 25 сент. (7 окт.) 1864] – рус. лит. критик, эстетик и поэт. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). В студенческие годы познакомился с произведениями Карлейля, Ренана, Эмерсона, Шеллинга, создал кружок по изучению философии Гегеля, в к-рый входили Фет, Полонский и др. Сблизившись с М. П. Погодиным, Г. в 1851 вошел в т.н. молодую редакцию "Москвитянина", развивавшую взгляды, родственные славянофильству. В 1861–64 стал ведущим критиком в консервативных журн. "Время" и "Эпоха".Г. – гл. представитель идеалистич. направления в рус. эстетике и критике, т.н. органич. критики, к-рую он пытался противопоставлять крайностям теории "искусства для искусства" и якобы впадавшей в публицистику "исторической критике" рев. демократов. Будучи нек-рое время близок к петрашевцам, Г. быстро отошел от идей утопич. социализма и истолковывал идею народности в консервативном, близком славянофильству, духе "почвенного", "органического" единства рус. народа. В связи с этим Г. выступал против материалистич. эстетики Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Утверждал, что произведение иск-ва является органич. продуктом эпохи и выражает обществ. жизнь "через посредство жизни художника". Миссия художеств. творчества заключается, по Г., не в "рабском служении" жизни или к.-л. идее, а в выявлении "вечных начал" жизни, к-рые якобы лежат под видимыми, переменными и случайными явлениями.Г. считал, что внутр. закономерности иск-ва познаются лишь интуитивно. В методе органич. критики Г. основополагающими становятся идеалистич. принципы симпатии как первоисточника знания и наития – как его завершающей ступени. Стремясь философски осмыслить осн. линию рус. лит-ры, Г. видел в произведениях Пушкина, Гоголя, Островского отражение различных фаз столкновения двух типов – национального и кастового, народного и аристократического, хищного и смиренного, причем органичным для рус. нац. развития Г. считал тип народный и смиренный. Это было связано в значит. мере с его идеалистич. представлениями о нетронутых "фальшью цивилизации" патриархально-консервативных слоях рус. общества, будто сохранивших "веру, нравы и язык отцов". Лит.-критич. наследие Г. богато мн. яркими страницами. Однако Г. был одним из творцов реакц. учения "почвенников" (Н. Страхов, Ф. Достоевский), выступал убежденным противником Чернышевского и Добролюбова, врагом их обществ.-политич. и эстетич. концепций.Соч.: Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника, вып. 1–14, М., 1915–1916; Материалы для биографии, под ред. Вл. Княжнина, П., 1917 (изд. Пушкинского Дома).Лит.: Фриче В., Ап. Григорьев, в кн.; Очерки по истории русской критики, т. 1, М.–Л., 1929; Гуральник У. Α., Αп. Григорьев – критик, в кн.: История русской критики, т. 1, М.–Л., 1958.У. Гуральник. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГРИГОРЬЕВ
-
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович [16 (28) июля 1822, Москва — 25 сентября (7 октября) 1864, Петербург] — русский литературный критик, поэт, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850—56 ведущий критик т. н. молодой редакции “Москвитянина”, по своим принципам близкой славянофильству. Сотрудничая в журналах братьев М. М. и Ф.М.Достоевских (“Время” и “Эпоха”, 1861—64), выступает с позиций почвенничества. Философские воззрения формировались под влиянием эстетики романтизма (Т. Карлейль, Р. Эмерсон, Ф. Шеллинг) и славянофильской традиции понимания культуры (прежде всего идей А. С. Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов Григорьева с учением славянофилов (признание определяющего значения патриархальных и религиозных начал в народной жизни) сочеталась в его творчестве с критикой абсолютизации значения общины и невнимания к новым жизненным силам российского общества (городское мещанство, купечество). Наиболее полно философское мировоззрение Григорьева представлено в созданной им теории “органической критики”, связанной с признанием органичности самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение “органические начала жизни”. Искусство не отражает жизнь (в смысле ее копирования), а само есть часть жизненного процесса, его “идеальное выражение”. Опираясь на Шеллинга, видел в художественной деятельности единство бессознательного творчества и “идеального миросозерцания” глубоко осознанного, органического восприятия художником действительности. В понимании Григорьевым культурно-исторического процесса проявились черты, сближающие его воззрения с последующими теориями культурного циклизма в русской мысли {И. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев}: критика “идеи отвлеченного человечества” и концепции прогресса (“идея Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих”), определение исторической реальности как совокупности своеобразных “органических типов” общественной и культурной жизни. Соч.: Собр. соч., в. 1-14. М., 1915—16; Эстетика и критика. М., 1980; Искусство и нравственность. М., 1986.Лит.: Сакулин П. Органическое мировосприятие.—“Вестник Европы”, 1915, № 6; Носов С. Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М., 1990; Дал W. Dostoevsky, Grigorev and Native Soil Conservatism. Toronto, 1982.В. В. Сербчненко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.