- ГОТВАЛЬД
- ГО́ТВАЛЬД
-
(Gottwald), Клемент (23 ноября 1896 – 14 марта 1953) – деятель чехословацкого и международного коммунистич. движения, ген. секретарь (1929–45) и председатель (1945–53) Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ), президент (1948–53) народно-демократич. Чехословацкой Республики (ЧСР).Род. в Моравии. С 1912 – участник социал-демократич. движения молодежи. После Октябрьской социалистической революции 1917 вступил в ряды социал-демократич. партии. В 1921–26 участвовал в коммунистич. движении в Словакии, работал гл. обр. в парт. печати. На III съезде КПЧ в 1925 избран членом ЦК. Руководил отделом агитации и пропаганды ЦК КПЧ (1926–29). В это время Г. становится ведущим деятелем в борьбе за большевистскую линию, к-рая одержала победу на V съезде КПЧ (1929), где Г. избран ген. секретарем партии. В это же время он был избран депутатом парламента. Г. становится во главе партии в период, когда кончается стабилизация капитализма. С 1928–43 Г. – член ИККИ, с 1936 – его секретарь, где он вместе с Г. Димитровым и др. коммунистами участвовал в разработке линии широкого антифашистского фронта. Г. известен как страстный борец против мюнхенского диктата и капитулянтства, как сторонник союза с СССР.В 1939–45 Г. руководил нац.-освободит. борьбой чехословацкого народа против фашистской оккупации. В апреле 1945 он представил от имени КПЧ "Кошицкую программу", принятую Национальным фронтом и ставшую основой политич. жизни освобожденной Чехословакии. После первых выборов в мае 1946 Г. возглавил пр-во Национального фронта, от имени к-рого 8 июля 1946 он представил Учредительному национальному собранию "Созидательную программу", содержавшую осн. принципы по выработке новой конституции и подробные директивы для первого (двухлетнего) плана восстановления и строительства республики. Г. сыграл руководящую роль при разработке новой конституции, принятой в мае 1948 ("Конституция 9 мая"). 14 июня 1948 Г. был избран президентом народно-демократич. ЧСР.Революц. практич. деятельность Г. сочетал с разработкой теоретич. вопросов классовой борьбы пролетариата, социалистич. революции, а затем строительства социализма. Г. вел активную борьбу против бурж. идеологии. В трудах Г. нашли освещение вопросы борьбы за партию ленинского типа, против правого оппортунизма и сектантства ("Материалы к дискуссии по чехословацкому вопросу", 1928; "Современная обстановка и задачи партии", 1929; "За ясность на фронте борьбы с оппортунизмом", 1933). Г. резко критиковал оппортунистич. точку зрения "о стихийном росте классового и революционного сознания масс" (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 369), разоблачал искажение оппортунистами понятия руководящей роли партии: "... непонимание руководящей роли партии, – заявил Г., – ведет к хвостизму и является в основе своей источником оппортунизма всех родов" (там же, с. 372). Особое место в работах Г. занимает разоблачение бурж. концепций надклассовости гос-ва и освещение ленинской теории гос-ва (см., напр., статью Г. "Рабочим-социал-демократам о теории Ленина", там же, с. 394–401).Г. отстаивал принцип пролетарского интернационализма, подчеркивал, что подлинный марксизм есть марксизм революционный, организующий нар. массы в борьбе за социализм и коммунизм. Проведение марксистской политики в жизнь, осуществление планов марксистской партии, согласно Г., "...требует большевистской, стальной твердости и притом гибкости, настойчивости, бдительности и опыта. Привести в движение миллионы, подводить эти миллионы всё ближе к нашим конечным целям – это искусство. Суметь ориентироваться в любой ситуации, в самых сложных вопросах, найти правильное решение, убедить, вдохновить, повести за собой не десятки, не сотни, не тысячи, а сотни тысяч и миллионы – это сложнее, чем поклоняться тезисам, как иконе, и повторять формулировки" (там же, с. 464).После освобождения Чехословакии Сов. Армией Коммунистич. партия Чехословакии по инициативе и под руководством Г. выдвинула и осуществила курс на два этапа в развитии народно-демократич. строя в стране. Успешная реализация плана перерастания нац.-демократич. революции в социалистическую и большие достижения в строительстве социализма в ЧСР являлись и являются свидетельством творческого применения марксистско-ленинского учения к конкретным условиям Чехословакии.Отличит. чертой теоретич. выступлений Г., посвященных строительству социализма в Чехословакии, является глубокое рассмотрение диалектики общего и особенного в период перехода от капитализма к коммунизму. В работе "Ленинским путем к социализму" (1953) Г. подчеркивал: "Учение Ленина помогает нам находить ответ на важнейшие вопросы, встающие перед нами, и притом такой ответ, который позволяет нам действовать в любой ситуации в интересах трудящихся, в интересах социализма" (там же, т. 2, М., 1957, с. 466).Большое значение Г. придавал вопросам строительства новой социалистич. культуры. В выступлении "О миссии интеллигенции и культуры при народно-демократическом строе" (1948) он говорил, что факты уже первых лет новой жизни Чехословакии неопровержимо свидетельствуют о том, что "культура в народной демократии не будет Золушкой, какой она была при капитализме, что культура является выдающейся составной частью народных стремлений, что она необходима народу и что поэтому о ней должно заботиться и государство" (там же, с. 259).Разбирая проблему превращения культуры в подлинно народную, Г. говорил: "Чтобы поднять нашего человека духовно и морально, мы хотим сделать доступными ему все великие культурные сокровища прошлого и настежь открыть ему путь к знанию и красоте. ...Однако... дело не только в том, чтобы сделать доступной уже созданную культуру. Народу нужна и новая культура современности, живущая сегодняшним днём и помогающая ему. Ему нужны наука, литература, театр, кино, музыка, вдохновлённые нашей верой в счастливое будущее страны, подкрепляющие нас в труде и в борьбе и указывающие нам путь вперёд. Ему нужна культура – я не боюсь употребить это слово – понятная и доступная, а поэтому близкая и дорогая ему. И в самом деле, я не знаю, почему культура, ублажающая десятки и сотни отдельных индивидуумов, должна стоять выше культуры, озаряюшей и поднимающей сотни тысяч и миллионы людей на поход к великим идеалам гуманности" (там же, с. 262–63). Подчеркивая в своих выступлениях творческую роль марксистско-ленинской теории и важность овладения ею всем народом, строящим социализм, Г. говорил о диком страхе, который вызывает диалектич. и историч. материализм у буржуазии: "Не случайно капиталисты закрывают на девять замков двери своих учебных заведений перед диалектическим и историческим материализмом, перед марксизмом-ленинизмом. Они знают, что это – мировоззрение нового класса, которому принадлежит будущее, рабочего класса (там же, с. 322–23).Соч.: Spisy, t. 1–14, Praha, 1953–58, изд. продолжается; в рус. пер.. Избр. произв., т. 1–2, М., 1957.В. Прохазка. С. Штрос. И. Зеленый. Чехословакия.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.