- ГЕЙЕР
- ГЕ́ЙЕР
-
(Geijer), Эрик Густав (12 янв. 1783 – 23 апр. 1847) – шведский философ-идеалист, историк, композитор и поэт. Проф. ун-та в Упсале. В соч. "История человечества" ("Människans historia", 1856) Г., занимаясь проблемами философии истории, пытался примирить идею свободы человеч. воли с религ. учением, утверждая, что личность, созданная богом, стремится к божеств. совершенству как высшей цели и идеалу. В то же время, как реально существующая и действующая по личным побуждениям, она ответственна за свои поступки. Г. сыграл большую роль в собирании скандинавских нар. песен.Соч.: Samlade skrifter, ny uppl., av J. Landquist, del 1–13, Stockh., 1923–31.Лит.: Liljequist P. E., Erik Gustaf Geijer. Ein schwedischer Geschichtsphilosoph, "Die Akademie", [No l], Erlangen, 1924; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bd 5, B., 1928; Norberg E., Geijers väg från romantik till realism, Stockh., 1944; Jacobson G., Från Geijer till Hjörne, Stockh., 1945; Landquist J., Norberg E., Geijer. En levnadsteckning, Stockh., [1954].Ц. Арзаканьян. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГЕЙЕР
-
ГЕЙЕР Эрик Густав (Geijer Erik Gustaf) (12 января 1783, Рансэтер—23 апреля 1847, Стокгольм) — шведский философ и историк. С 1817 — профессор Упсальского университета. Вначале симпатизировал романтикам и придерживался консервативных взглядов. В теории познания стоял на позициях философского “реализма”: сознание не может само создавать из себя объект, оно находит предмет как данное, которое не зависит от субъекта. В 1830-х гг. во взглядах наступил резкий перелом: разрыв с консерваторами и переход на позиции демократии и либерализма. Гейер выступил с требованием предоставления всем людям одинаковых прав, как условий для развития их творческих потенций. Впервые в шведской философии он сделал центральным принципом личность, условие самосознание ее он усматривал в соотношении с другой личностью (принцип коммуникации, связь между “я” и “ты”). Упрекая Гегеля в том, что тот растворил все индивидуальное в безличностной эволюции мирового духа, Гейер отклонял гегелевский панлогизм. Социально-политическая программа Гейера носила в основном реформаторско-просветительский характер.Соч.: Samlade skriner, Bd 1-13. Stockh., 1923-31. Лит.: Мысливченко А. Г. Эволюция мировоззрения Эрика Гейера.— “ВФ”, 1974. ¹ 9; Kjellen A. Den levande Geijer, 1947; Landquist J. Geijer. Stockh., 1954; Mewling P. Geijer och marxismen. Stockh., 1947; Norbert E. Geijers vag (ran romantik till realism. Stockh-Uppasala, 1944.А. Г. Мысливченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.