- ГВИЧЧАРДИНИ
- ГВИЧЧАРДИНИ
-
(Guicciardini), Франческо (6 марта 1483 – 23 мая 1540) – итал. историк, политич. деятель и социолог, адвокат по профессии. Служил во Флоренции, затем при папах Льве X и Клименте VII. В соч. "История Италии" ("Storia d'Italia", 1561–64) Г. вслед за Макиавелли, но отступая от его демократич. тенденций, ратовал за нац. и гос. объединение Италии. Г. считал вполне допустимым для достижения политич. целей применение любых средств (обмана, притворства и т.п.). В соч. "Диалог об управлении Флоренцией" ("Dialogo del reggimento di Firenze", напис. 1521–25), "Размышления относительно речей Макиавелли" ("Considerazioni intorno ai discorsi del Machiavelli", напис. ок. 1529), "Политические мемуары" ("Ricordi politici e civili") Г. рассматривал природу гос-ва. Согласно Г., разум является высшим законодателем человеч. общества, в к-ром он действует через гос-во. "Божественный промысел" не имеет никакого отношения к существованию гос-ва, поскольку оно является совокупностью индивидов, движимых стремлением к самосохранению и эгоизмом; гос-во является не результатом согласия, а органом насилия, к-рое должно быть ограничено правильным пониманием обществ. блага. Боясь участия нар. масс в гос. управлении, Г. допускал их подавление силой и считал наилучшим гос. устройством аристократич. республику (см. Соч., М., 1934, с. 49), во главе к-рой стоят выборный президент ("гонфалоньер") и совет "лучших и наиболее достойных" – богатых и знатных людей, привлекающих к управлению представителей ремесленных и торг. кругов. Г. был убежденным противником светской власти папы и "негодяев попов". Однако республиканские и антиклерикальные взгляды Г. примирялись с усердной службой тиранам Медичи и папскому двору. Осмеивая церк. мистику, Г. усматривал в религии моральную силу, призывал уважать церк. установления.Идеи Г. оказали сильное влияние на философов и социологов 17–18 вв.Соч.: Opere inedite, v. l–10, Firenze, 1857–67. Соч. в рус. пер. – Сочинения, вступ. ст. и ред. А. К. Дживелегова, M., "Academia", 1934. Лит.: Всемирная история, т. 4, М., 1958 (см. Именной указатель); Житомирская С. В., Политические воззрения Франческо Гвиччардини, М., 1945 (Дисс.); Оtet.teа А., François Guichardin, P., 1926; Malagoli L., Guicciardini, Firenze, 1939; Luсiani V., Francesco Guicciardini e la fortune dell' opera sua Firenze, 1949; Sailla G., Il pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v 3, Bologna, 1951, cap. 6.З. Мелещенко. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- Гвиччардини
-
ГВИЧЧАРДИНИ (Guicciardini) Франческо (6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) — итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С 1498 изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 — доктор и профессор гражданского права. Занимался адвокатской практикой во Флоренции, составил “Историю Флоренции” с 1378 по 1509 (Storie Florentine, 1508—09). В 1512—13 — посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на службе у папы Льва X, который назначает его правителем Модены (с 1516) и Реджо (с 1517); в 1522 возглавил оборону осажденной французами Пармы. В 1521—25 написал диалог “О государственном устройстве Флоренции” (Del reggimento di Firenze). B 1523—28 — правитель всей Романьи, военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 и в годы второй флорентийской республики (1527—30), отойдя от дел, упорядочивает “Политические и гражданские записки” (Ricordi politici е civili, 1512—30), пишет “Соображения о Беседах Макиавелли” (Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531—34 управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534—37 — советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции. Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к государственным документам, создает многотомную “Историю Италии” (Storia d'ltalia, 1537—40) с элементами критики источников, в которой, следуя за изменениями сил в европейской политике, поместил события в Италии в международную перспективу.Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз “мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть”. Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, “дивное согласие”, когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж. Боден назвал Гвиччардини “отцом исторической науки”. Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.Соч.: Opere. Mil.—Napoli, 1953; Sloria d'ltalia, ν. 1—3. Torino, 1971; Caneggi, ν. 1—17. Bologna—Roma, 1938—72; в рус. пер.: Соч. М., 1934.Лит.: Житомирская С. В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945; Бибихин В. В. Гвиччардини. — В кн.: Он же. Новый Ренессанс. М., 1998; Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Della politica alla storia. Bari, 1950; Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965; Bondanella P. E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.