- ГАОС
- ГА́ОС
-
(Gaos), Хосе (р. 1900) – мекс. бурж. философ, близкий по воззрениям к идеализму Ортега-и-Гасета. Учился в ун-тах Валенсии и Мадрида, ректор Мадридского ун-та (1936–39), с 1939 – преподаватель ун-та в Мехико. Г. – автор ряда работ по истории идеалистич. философии. Перевел на исп. яз. статьи и книги западноевроп. философов, в т. ч. соч. экзистенциалиста Хейдеггера "Бытие и время" ("El ser у el tiempo", 1951).Соч.: La filosofia de Maimónides, [México, 1940]; Filosofia de la filosofia e historia de la filosofia, México, 1947; Dos ideas de la filosofia, (México, 1940]; El pensamiento hispanoamericano, México, [1944]; Filosofia mexicana de nuestros dias, México, 1954.Лит.: De Brie G. A. [ed.], Bibliographie philosophica 1934–1945, v. 1–2, Brux., 1945.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГАОС
-
ГАОС (Gaos) Хосе (26 декабря 1900, Гихон - 1969, Мехи ко) — испанский философ, последователь идей X. Ортегии-Гассета. Ректор Мадридского университета (1936—39). В 1939 эмигрировал в Мексику, ставшую для него второй родиной. Основные работы: “Философия философии и история философии”, “Две идеи философии”, “Испаноамериканская мысль”, “Мексиканская философия наших дней”. Главный предмет исследования—природа философского знания, соотношение универсализма философии как вида умственной деятельности и порождение се определенными обстоятельствами. Опираясь на идеи “перспективизма” Ортеги, утверждал, что природа мировой реальности такова, что всегда предстает перед человеком в определенной “перспективе”, зависящей от его точки видения мира. Рассматривая реальность мира как совокупность множества реальностей-перспектив”, признавал правомерность каждого мировидения и, следовательно, правомерность стольких философских истин, сколько существует философствующих субъектов. Философская истина понимается им как личная истина философа, размышляющего о мире в определенных обстоятельствах. Каждая философия для Гаоса есть автобиография ее создателя, его “личная исповедь”. Так утверждалось многоголосие философии, но терялся смысл понятия объективной истины. Эти идеи Гаоса воспринимались в Мексике как утверждение права на самостоятельное осмысление проблем национального бытия и способствовали усилению интереса мексиканских философов к оригинальности своей философии как самостоятельного способа освоения латиноамериканского исторического опыта, подчеркивалось избирательное отношение мексиканских мыслителей к идеям европейской философии и адаптация последних к особенностям местной культуры.Соч.: Filosol'ia de la filosofia e historia de la filosofia. Mexico, 1947; La filosofia mexicana de nuestros d'ias. Mexico, 1954; Del hombre. Mexico, 1970.А. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.