- ВЕРРИ
- ВЕ́РРИ
-
(Verri), Пьетро (12. XII. 1728 – 28. VI. 1797) – итал. экономист и философ. Испытав влияние франц. революции, стал вождем либеральных группировок в Милане. В "Замечаниях о пытках" ("Osservazioni sulla tortura", 1777) подобно своему другу и единомышленнику Беккариа, дал критику системы формальных доказательств инквизиц. суда. В "Размышлениях о счастьи" ("Meditazioni sulla felicità", 1763) противопоставлял дворянской праздности и роскоши трудолюбие как источник благосостояния, с к-рым он отождествлял счастье. В работе "О природе наслаждения и горя" ("Sull'indole del piacere e del dolore", [1774]) утверждал, что наслаждение является целью всей человеч. деятельности и отождествлял его с добром, а горе – со злом. В ряде экономич. сочинений В. требовал отмены всех ограничений торговли, ограждения ее от иностранной конкуренции и поддержки национальной промышленности. Соч.: Opere filosofiche, P., 1784; Meditazioni sull'economia politica, [Milano, 1804]; Storia di Milano, v. 1–4, Milano, 1830.Лит.: Bouvy E., Le comte Pietro Verri, ses idées et on temps, [P.], 1889; Valeri N., Pietro Verri, Milano, 1937.К. Мазетти. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВЕРРИ
-
ВЕРРИ (Verri) Пьетро, граф (12 декабря 1728, Милан28 июня 1797, там же) — ломбардский политэконом, публицист-просветитель. Вместе с братом, писателем Алессандро Верри, и Беккариа Чезаре основал в 1761 полусерьезную “Кулачную академию” радикальных миланских интеллектуалов, издавал нашумевший журнал “Кафе” (II Caffe, выходил трижды в месяц с июня 1764 по май 1766).В эссе, статьях, стихах на темы “новой философии” Просвещения, этики, политики, театра (защищал Гольдони от кьяристов) в пародийных астрологических альманахах, печатаясь нередко в обход цензуры, Верри давал волю сарказму. Косный старый уклад жизни не выдерживал критики разума, призванного восстановить подлинную природу человека, совпадавшую, по Верри, с культурой и цивилизацией. В трактатах “О счастье” (Discorso sulla félicita, 1763), “О природе удовольствия и страдания” (Discors sull'indole del piacere e del dolore, 1773) Верри раньше Бечтама строит математизированную этику, где постоянной величиной выступает страдание как свойство разумной жизни, счастье отождествляется с ослаблением страдания и измеряется темпом этого ослабления (ср. одобрительный отзыв Канта, “Антропология в прагматическом аспекте”.—Gesammelte Werke, Bd 7, 1907, S. 232), несчастье определяется по Руссо (“Эмиль, или О воспитании”, кн. 2) как перевес желаний над средствами их удовлетворения, соответственно первые подлежат рациональному регулированию, вторые—развитию через искусство и знание. Любовь к свободе выводится из страха подвергнуться безнаказанному оскорблению. Законодательство, построенное на теоремах такой науки, гарантирует “наибольшее возможное счастье при наибольшем возможном равенстве” всех. Принцип политэкономической теории и практики Верри, занимавшего посты в миланской администрации,—разумный максимум свободы действия, замена ограничительных законов поощрительными. Верри приветствовал французскую революцию, предсказывал ее мировое значение, объединение Италии. Практика революционной власти после захвата французами Милана в 1796 разочаровала его. В “Письме философа NN к монарху NN” (июнь 1797) он призвал “все монархии и власти” к самоотречению в пользу конституционной демократии, где единственной властью был бы закон. Соч.: Opère varie. Firenze, 1949. Лит.: faleri N. Pietro Verri. Firenze, 1969.В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.