- ВАС ФЕРРЕЙРА
- ВАС ФЕРРЕ́ЙРА
-
(Vaz Ferreira), Карлос (р. 1873) – уругвайский философ-идеалист. Глава гуманитарного ф-та (с 1945) ун-та г. Монтевидео. Вначале испытал влияние позитивистских идей Дж. С. Милля и отчасти Спенсера, впоследствии отошел от позитивизма. Философия, согласно В. Ф., не наука, а результат субъективного углубления разума в неопределенную сущность явлений. Центр. место в учении В. Ф. занимает т.н. "живая логика" ("Logica viva", 1910), осн. проблемами к-рой являются взаимоотношения логики и психологии, языка и мышления, а также анализ логич. ошибок. Считая, что язык беднее мысли, а мысль беднее ощущения, В. Ф. скептически относится к познавательным способностям разума. Субъективизм и скептицизм – характерные черты философии В. Ф.Соч.: Curso expositivo de psicologia elemental, [s. l., 1897]; El pragmatismo, [s. l., 1900]; Estudios pedagógicos, [s. l., 1923]; Sobre los problemas sociales, Buenos Aires, [1939]. Лит.: Arias A. С., Vaz Ferreira, México, [1948], p. 231–33.P. Бургете. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВАС ФЕРРЕЙРА
-
ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira) Карлос (1872-1958)уругвайский философ, один из основателей “новой” латиноамериканской философии. Профессор и декан гуманитарного факультета университета г. Монтевидео. Главная его философская работа — “Живая логика” (Logica vita, 1910).Возможность обновления Уругвая Вас Феррейра видел на пути включения страны в процесс мирового культурного развития. Образцом философского мышления для Латинской Америки считал европейскую философию. Однако, признавая необходимость восприятия европейских философских учений, он пытался преодолеть ограниченность отдельных философских теорий через их синтез и создание “новой философии”, задачу которой видел в познании окружающей действительности, в переходе от метафизического способа мышления к “живой логике”, “живому мышлению”.Вас Феррейра считал, что в “новой философии” “позитивные науки” должны сочетаться с метафизикой (он утверждал о необходимости взаимопроникновения философии и науки), но без навязывания философии своих методов. Создавая “новую философию”, он обращался к философии жизни А. Бергсона и особенно к прагматизму (У. Джеймса), видя достоинство этих учений в очищении мышления от схоластики, в тяготении к “реальным”, “конкретным” проявлениям жизни. В то же время выступил с критикой прагматизма, утилитаризма, а также его постулата об истине как “принудительной вере”, противопоставляя ему идею веры, признающей сомнение правомерным моментом познания.Вас Феррейра ставил проблему соотношения языка и мышления, анализируя ее прежде всего на примере ложных умозаключений (паралогизмов), возникающих в результате утраты первоначальных значений слов.Соч.: Obras de Carlos Vaz Ferreira. Montevideo, 1957—63. Лит.: Деменчонок Э. В. Вас Феррейра: поиски “новой философии”.—В кн.: Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988; Cenuti Crosa P. Critica de Vsa. Ferreira. Montevideo, 1946. A. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.