- ВАРЛААМ
- ВАРЛАА́М
-
(Βαρλαάμ) Калабрийски й (1290–1348) – византийский философ, ученый, гуманист; глава прогрессивной группировки варлаамитов. В 1341 В. был осужден на церковном соборе в Византии, предан анафеме и включен в синодик – перечень еретиков, проклинаемых ежегодно в т.н. неделю православия. В. принадлежат произведения по истории философии, в том числе первый трактат об учении стоиков "Этика стоиков" ("Ethica secundum stoicos") и соч. по логике "Логика" ("Logistices"). В. был представителем нарождавшегося течения рационализма, боролся против засилия религии, церк. догматизма и реакц. схоластики в обществ. и науч. мысли. Он был видным математиком, впервые в Византии применившим в алгебре замену цифр буквенными обозначениями. Учитель Петрарки и Боккаччо, В. являлся инициатором распространения в Италии преподавания греч. языка и греч. лит-ры. Соч.: в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... accur. J.-P. Migne, t. 151, P., 1857–66; Epistole greche, Palermo, 1954.Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; Nolhac P., De Pétrarque et Barlaam, "Rev. études grecques", 1892, t. 5, No 17.Б. Горянов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВАРЛААМ
-
ВАРЛААМ (Βαρλαάμ) Калабрийский (ок. 1290, Семинаре, Калабрия, Юж. Италия — июнь 1348, Авиньон) — византийский богослов и гуманист. Родися в православной семье, юношей стал монахом в Галато. Ок. 1330 прибыл в Фессалонику, затем в Константинополь, где до 1341 был игуменом монастыря Акалепта, преподавал. По поручению императора Андроника III Палеолога вел переговоры с Римскокатолической церковью в 1334—35 и 1339 в Константинополе, Неаполе и Париже по поводу церковной унии. В сер. 30-х гг. начал полемику против психизма. Гонимый исихастами, после осуждения поместным Собором, в 1341 покидает Константинополь и следует в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в католичество и становится епископом (1342). В новом качестве в 1346 отправляется в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Климента VI. Однако униатские демарши Варлаама остались безуспешными. В 1351 он подвергся анафеме со стороны греческого православного духовенства. Богословская и философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой борьбе как с представителем византийского гуманизма Никифором Григорий, с одной стороны, так и с Григорием Паламой— лидером исихастов—с другой. В полемике с исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет Преображения был тварным и потому не является предвечным. Он критиковал и молитвенную практику афонских монахов-исихастов, которых называл “омфалопсихами”, т. е. сосредоточившими “душу на пупке”. В философских трудах Варлаам предстает выдающимся знатоком Аристотеля. В полемике с латинянами по вопросу об исхождении Св. Духа (fllioque) и о примате папы (сохранился 21 трактат на латинском языке) он отрицал силлогистический метод как непригодный для богословия; полемизировал с Фомой Аквинским. В Авиньоне Варлаам встречался с Петраркой, которого позже побудил к занятиям греческим языком. Сам он свободно владел латынью, писал полемические сочинения. Большая часть его наследия, за исключением писем и не изданных пока полемических сочинений против Григория Акиндина, утрачена, и о его взглядах мы можем судить лишь по “опровержениям” его оппонентов. Сохранилась “Этика согласно учению стоиков”. Автор трактата о затмении солнца.Соч.: MPC, t. 151.Лит.: Лосев Л, Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993,с. 865—904; Успенский Ф. Я. Очерки по истории византийской образованности (IX—XIV вв.). СПб., 1892; Schiro G. Ό βαρλααμ και ή φιλοσοφία ε!ς την θεσσαλονίκην κατά τον δέκατον τέταρτον alfflya. Thessalonike, 1959; Polemts D. Ή προς τον Βαρλαάμ διενεξις του Γρήγορα. Ή “'Av•tAo•yio”.—“Hellenika”, 1964, n. 18, p. 44—72. M. В. Бибиков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.