- ВАЛЕНТИН
- ВАЛЕНТИН
-
(Valentinus) (г. рожд. неизв. – ум. ок. 161 г.) – римский философ-гностик, родом из Египта. Гл. идея гностицизма В., представленного в виде философско-мифологич. системы, сводится к признанию основой бытия некоей непознаваемой аб с. "полноты", лишенной всякого различения и оформления. Из нее рождается тридцать "эонов" (греч. αἰών – "вечносущее"), чем и завершается у него учение о "полноте". Среди созданий аб с. "полноты" встречаются разного рода абстрактно-мифологич. существа, взаимоотношения к-рых образуют целую космологию. Исторически это есть языческая мифологизация христианства, составлявшая как бы переходное звено между язычеством и христианством вообще. Соч. В. до нас не дошли. Судить об их содержании можно по Иринею Лионскому (2 в.) ("Сочинения...", СПБ, 1900), подробно излагающему и критикующему гностицизм и В., к-рый имел много учеников в Византии и в Италии. Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910, с. 209–24.А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВАЛЕНТИН
-
ВАЛЕНТИН (Valentinus) (2 в.)—богослов, творец гностической системы. Возможно, уроженец Египта. В сер. 2 в. основал школу в Риме, в течение ряда лет существовавшую в рамках Римской церкви. Сам Валентин претендовал на Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с Церковью и создал собственное религиозное объединение, просуществовавшее по крайней мере до 4 в. Наиболее известные его последователи—Секунд, Птолемей, Гераклеон, Феодот, Марк. До сер. 20 в. учение Валентина было известно по изложениям историков церкви — Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Епифания Кипрского.Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хвммади имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, I Апокалипсис Иакова, Валентинианское учение. Объяснение знания). Сведения ересеологов не всегда согласуются с оригинальными валентинианскими текстами. Кроме того, часто невозможно отделить учение Валентина (к тому же, возможно, проделавшее определенную эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся на западную, развивавшую монистические элементы его доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает Плерому, состоящую из тридцати эонов, образующих 15 пар-сизигий. Первые четыре пары образуют первородную Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны. Последний зон, София, желает познать непознаваемого Отца, что приводит к падению Божественного начала в мир. Целью теокосмического процесса является воссоединение Божественного начала в мире с Плеромой. Осуществляет ее Божественный Спаситель (Христос). Валентиниане делили людей на духовных (которым спасение гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и плотских (обреченных на погибель).Ист.: The Nag-Hammadi Library in English. Leiden-N.Y,-Köln, 1996, p. 27-103. 139-160, 260-268, 472-489; Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. М., 1989, с. 263—295.Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 275—290; Sagnard F.-M. La Gnose Valentinienne et le témoignage de Saint Irenee. P., 1947; Stead О. С. The Valentinian Myth of Sophia.—“Journal of Theological Studies”, v. 20, 1969.ff. ß. Шабурсв
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.