КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ

КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ
КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ
— одно ИЗ трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества (опубликовано в 1790) наряду с «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума». Состоит из предисловия, введения, критики эстетической (аналитика и диалектика эстетической способности суждения) и телеологической (аналитика, диалектика, учение о методе телеологической способности суждения) способности суждения. Посвящено проблемам телеологии и искусства.
В предисловии и введении Кант указывает на основание, связывающее воедино две части философии: теоретическую, основанную на рассудке и понятиях природы и предполагающую априорный принцип закономерности, и практическую, основанную на разуме и понятии свободы и опирающуюся на принцип конечной цели. В качестве основания единства этих двух частей философии выступает способность суждения как промежуточное звено между рассудком и разумом, применяемая к искусству на основе априорного принципа целесообразности и делающая возможным переход от области понятий природы к области понятий свободы. На той же основе все силы или способности души оказываются поделенными на способность познания, чувство удовольствия и неудовольствия и способность желания.
В части об эстетической способности суждения рассматривается понятие целесообразности в искусстве.
В «Аналитике прекрасного» исследуются четыре аспекта суждения вкуса (качество, количество, цель и модальность) как «способности судить о прекрасном». Красота, или прекрасное, истолковывается как «свобода от всякого интереса», как то, что «нравится без понятия», как «форма целесообразности предмета, воспринимаемая в нем без представления о цели» и как то, что «без понятия признается предметом необходимого благорасположения». В «Аналитике возвышенного» последнее истолковывается как абсолютно, «сверх всякого сравнения» великое и как могущественное. Кант при-тивопоставляет искусство природе, науке и ремеслу и выделяет прекрасное искусство, «которое одновременно представляется нам природой». Творцом прекрасного искусства является генийталант, дающий искусству правила. Поскольку как врожденная способность души гениальность является даром природы, в творчестве гения правила искусства дает сама природа. Среди прекрасных искусств Кант выделяет словесное, изобразительное искусство и искусство игры ощущений и выстраивает иерархию различных искусств в зависимости от их эстетической ценности.
В части о телеологической способности суждения рассматривается целесообразность в живой природе, которая обусловлена способом человеческого представления. Вещи истолковываются как цели природы, как организмы, в которых «все есть взаимно цель и средство». Природа оказывается тем самым «системой целей». В связи с этим Кантом ставится задача взаимодополняющего соединения механического и телеологического в объяснении природы.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ" в других словарях:

  • “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” —     “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” (Kritik der Urteilskran) работа И. Канта, анализирующая эстетическую способность человека. Опубликована в 1790; первое введение к ней в 1914. Вошла в шестптомное собрание Сочинений (т. 5. M., 1966). Работа… …   Философская энциклопедия

  • Критика способности суждения —         «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft». Berlin Libau: Lagard, Friedrich, 1790) одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, критики эстетической… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» —         («Kritik der Urteilskraft», B. Libau, 1790), работа Канта, за вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование единства форм познавательной (чувственной) и целеполагающей (нравственной) деятельности. Связь их Кант… …   Философская энциклопедия

  • "КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ" — (1790) сочинение Канта, посвященное проблемам эстетики. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • Критика способности суждения — Кантианство Основные понятия Вещь в себе, Феномен …   Википедия

  • КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ — (1790) одно из основополагающих произведений Канта, в котором детально освещается трансцендентальная способность суждения как некая опосредствующая умопостигаемая инстанция между рассудком и практическим разумом. Вследствие такой постановки задач …   История Философии: Энциклопедия

  • Критика способности суждения (Кант) — Критика способности суждения (нем. Kritik der Urteilskraft)  основной трактат Канта по эстетике, также рассматриваемый как третья критика. Датируется 1790 м годом Содержание Помимо разума и рассудка Кант находит у человека третью способность … …   Википедия

  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» — последнее из трех главных философских произведений Канта (1790), посвященное эстетическому суждению (как помыслить красивое? Это «целесообразность без цели») и телеологическому суждению (как помыслить целесообразность в организмах? «Ничто не… …   Философский словарь

  • КРИТИКА — (от греч. kritike – искусство суждения) оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок; частный случай – критика по отношению к самому себе (самокритика).… …   Философская энциклопедия

  • Критика чистого разум — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»