- БУАЛО
- БУАЛО́
-
(Boileau), Б у а л о - Д е п р е о, Николá (1 ноября 1636 – 13 марта 1711) – франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юридич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наибольшее значение имеет дидактич. поэма "Поэтическое искусство" ("L'art poétique", 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враждебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В основу своей поэтики Б. кладет принцип "подражания природе". Следуя за Декартом, Б. признавал единственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал "подражание природе" в иск-ве как изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически изменчивого. Прекрасное для Б. – это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и противоречий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия – его обязат. условия. Лучшим способом правильного "подражания природе" Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые "правила" поэтич. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на "высокие" и "низкие", он каждому жанру отводил изображение особой сферы обществ. жизни: материалом для "высоких" жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для "низких" жанров (комедия, бытовой жанр) – бурж. жизнь с ее будничными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат "Размышления о Лонгине" ("Reflexions sur Longin", 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными. Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэтика Б. оказала значит. влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех странах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторонников классицизма в России – у Кантемира, Сумарокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит первый перевод "Поэтического искусства" на рус. яз. (1752). В период борьбы против канонов классицизма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реалистов и романтиков.Соч.: Oeuvres, ed. Pauly, v. 1–2, P., 1891.Лит.: История француаской литературы, т. 1, М.–Л., 1946; Сигал Η. Α., "Поэтическое искусство" Буало, в кн.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Lanson G., Boileau, P., 1892; Deschanel E., Le romantisme des classiques, sér. 4, P., 1888; Brunetière F., L'esthétique du Boileau, в его кн.: Е́tudes critiques sur l'histoire de la littérature française, sér. 6, P., 1899; Bellesort Α., Sur les grands chemins de la poésie classique, P., 1914; Mornet D., Nicolas Boileau, P., [1941].В. Бахмутский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БУАЛО
-
БУАЛО (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636, Париж—13 марта 1711, Париж) — французский поэт, крупнейший теоретик классицизма. Учился на юридическом факультете Парижского университета. В 1677 назначен придворным историографом Людовика XIV. С 1684— член французской Академии наук. Испытал сильное воздействие рационализма Декарта. Основные положения эстетики классицизма изложены Буало в стихотворном трактате “Поэтическое искусство” (L'art poétique, 1674, рус. пер. 1957). Трактат состоит из четырех частей (или песней). В первой излагаются общие принципы; вторая посвящена лирическим жанрам (идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы художественного творчества. Основополагающее правило эстетики Буало—требование следовать разуму. “Смысл” — самое важное в художественном произведении, саму красоту Буало ставил в зависимость от разума: прекрасное — это разумное. Композиция должна быть тщательно продуманной, используемые слова—ясными и точными. Другое важное правило эстетики Буало—требование “подражать природе”; речь идет о человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных характерах, необходимо глубоко изучать. Буало призывал следовать античному искусству, ставя его выше современного. Драматическое произведение, по его мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени). Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным, чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами (напр., И. К. Готшед в Германии, А, Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский в России).Соч.: Oeuvres complètes. P., 1979.Лит.: Lanson G. Boileau. P., 1892; Momet D. Nicolas Boileau. P., 1941; Bray R. Boileau. L'homme et l'oeuvre. P., 1942; Clarac P. Boileau. P., 1967.A. A. Кротов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.