- АНАКСИМЁН
- АНАКСИМЁН
-
(Anaximenos) (ок. 588 — ок. 525 до н.э.) — др.-греч. философ и ученый, ученик Анаксимандра (милетская школа). Истолковал первоначало (апейрон Анаксимандра) как воздух в силу его бескачественности. Все возникает из воздуха через разрежение (огонь) и сгущение (облака, вода, земля, камни). Души и боги воздушны. Плоские небесные тела и Земля держатся на воздухе. «Исправил» Анаксимандра: звезды не ближе, а намного дальше Луны и Солнца. Сохранившийся фрагмент из «О природе» А.: «Так и наша душа, будучи воздухом, сплачивает каждого из нас, а дыхание и воздух охватывают все мироздание».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- АНАКСИМЕН
-
из Милета (2-япол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ, третий и последний представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч. развил строго монистич. концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого осн. процесса. В космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, которая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила возникают из земных испарений, которые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.— источник дыхания и жизни, весь мир окружён и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. А. широко пользовался методом аналогий.Фрагменты: DK I, 90—96.Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; G u t h г 1 е W. К. С., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E., The presocratic philosophers, Camb., 1957, p. 143—62.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- АНАКСИМЕН
-
АНАКСИМЕН из Милета(585525 до Р. X.) – ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению – ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- АНАКСИМЕ́Н
-
(Ἀναξιμένης) М и л е т с к и й (р. ок. 588 – ум. ок. 525 до н.э.) – древнегреч. философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. А. считал воздух тем первоначалом, из к-рого все возникает и в к-рое все снова возвращается. По учению А., все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т.п.) или его разрежения (образование огня). Т.о., у А. впервые в греч. философии выступает идея перехода количества в качество. Душа, по учению А., есть воздух и она "сдерживает" тело (процесс дыхания сохраняет жизнь), подобным образом бесконечный воздух объемлет Вселенную и сохраняет ее, являясь "всеобщей средой" (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147). Первоначало (воздух) А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. А. первый указал на различие между неподвижными звездами и планетами; установил более правильное, чем Анаксимандр, расположение светил, выдвинул гипотезу, объяснявшую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Объяснения А. метеорологич. явлений близки к современным, а нек-рые (объяснения снега и града) признаются приемлемыми и теперь.Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 33–35; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947, с. 42, 97, 370, История философии, т. 1, М., 1957, с. 76–77; К аринский М., Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене, "Христианское чтение", 1881, No 9–10.А. Маковельский. Баку.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АНАКСИМЕН
-
АНАКСИМЕН (Άναξιμένης) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.)—древнегреческий философ, третий и последний представитель т. н. Милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) сочинении развил строго монистическую концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации (“порождения”), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло и холод) являются производными от этого основного процесса. В космогоническом учении Анаксимена в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская (“столообразная”) Земля, которая висит в воздухе как бы “оседлав” его. Затем образуются моря, облака и другие вещи. Небесные светила возникают из земных испарений, которые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна, плавают в воздухе, подобно огненным листьям. “Беспредельный” воздух у Анаксимена—источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. Анаксимен широко пользовался методом аналогий.Фрагм.: DK I, 90—96; Лебедев. Фрагменты, с. 129-135; Mihrie ϋ. Anaximenes von Milet. Die Fragmente zu seiner Lehre. Stuttg., 1993.Лит.: Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Guthrie W. К. С. A History of Greek Philosophy, v. l. Cambr., 1971; Kirk G. S., Raven J. E. The presocratic philosophers Cambr., 1957, p, 143-162.А. В. Лебедев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.