- БЕРМАН
- БЕ́РМАН
-
Яков Александрович (1868–1933) – рус. юрист и философ, социал-демократ. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. (1890). В 1889 участвовал в организации студенч. марксистского кружка в Москве; в 1905–06 – меньшевик; в 1907 примыкал к большевикам. В ревизионистском махистском сб. "Очерки по философии марксизма" (1908) Б. выступил против материалистич. диалектики (ст. "О диалектике"). Мир "опыта", по мнению Б., очень далек от противоречивости, и поэтому возникновение диалектич. противоречий в процессе познания является доказательством ошибочности наших суждений и выводов. Диалектику Б. считал пережитком идеализма, противоречащим "научному характеру общественного учения Маркса" ("Диалектика в свете современной теории познания", 1908). После Окт. революции 1917 Б. вступил в РКП, был преподавателем Коммунистич. ун-та им. Свердлова и проф. Моск. ун-та (с 1922), преподавал теорию гос-ва и права. Соч.: Марксизм и махизм, "Образование", СПБ, 1906, No 11а; Социал-демократическая философия, "Вестник жизни", 1907, No 1; Психология без души, "Современный мир", 1907, No 6–8; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении, М., 1911.Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Деборин Α., Введение в философию диалектического материализма, 6 изд., М.–Л., 1931.В. Литвинов. Саратов.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БЕРМАН
-
БЕРМАН Яков Александрович (1868—1933)—русский юрист и философ. Окончил юридический факультет Московского университета (1890). Участник социал-демократического движения. После революции 1917 преподавал в различных высших учебных заведениях, профессор Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова и Московского университета. В дооктябрьский период Берман принадлежал к философскому направлению в российской социал-демократии, пытавшемуся соединить марксизм с учением Э. Маха. По Берману, марксизм является гл. о. теорией общественного развития и не зависит от какого-либо философского учения. Диалектика Маркса и Энгельса, представляющая собой лишь пережиток гегелевской идеалистической философии, не является философской теорией. Выработанные Марксом и Энгельсом некоторые философские предпосылки должны быть развиты с помощью учения Маха, являющегося чисто философским, гл. о. гносеологическим, учением, не имеющим ничего общего ни с идеализмом, ни с реализмом, ни с материализмом. Берман высоко ценил также решение проблемы познания в прагматизме. В работах Бермана содержатся историко-философские экскурсы, посвященные, в частности, анализу философии Гегеля, И. Дицгена, Плеханова и др.Соч.: Марксизм или махизм.— “Образование” (СПб.), 1906, № 1 la, с. 49—86; Диалектика в свете современной теории познания. М., 1908; О диалектике.—В сб.: Очерки по философии марксизма. Философский сборник. СПб., 1908; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении. М., 1911.Лит.: История философии в СССР, т. 4. М., 1971, с. 189-190, 316. β. Φ. Пустарнаков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.