БЕДИЛЬ


БЕДИЛЬ
БЕДИЛЬ
Мирза Абдулкадир (1644 – 5 дек. 1720) – мыслитель и поэт, писавший на языке фарси и оказавший значит. влияние на развитие филос. мысли и лит-ры ср.-век. Востока, особенно Индии и Ср. Азии. Род. в Акбарабаде (Индия). Начал свое образование в медресе, но затем покинул его, разочарованный схоластич. методом обучения. Под влиянием мистиков – суфиев (см. Суфизм) и маджзубов ("маджзуб" – букв.: привлеченный к богу), Б. стал странствующим дервишем и создал первое крупное произведение – "Талисман изумления" ("Тилисми хайрат"). Б. написал множество стихов и неск. прозаич. произведений. В духе суфизма написано его соч. "Великий океан" ("Мухити а'зам"). Осн. филос. произведения Б.: "Четыре элемента" ("Чахар-Унсур"), "Познание" ("Ирфан"), "Остроты" ("Нукут").
В творчестве Б. сочетались культурные традиции Индии и Ср. Азии. Он глубоко изучил др.-инд. и др.-греч. философию. Его идейный путь полон противоречий: от суфизма и мистицизма он пришел к своеобразному пантеизму и гуманизму. Хотя он не вышел за пределы идеализма, но в его пантеистич. взглядах пробивались материалистич. тенденции. Филос. взгляды Б. еще мало изучены, но можно считать установленным, что в целом Б. примыкал к прогрессивному направлению вост. пантеизма – вахдати-мавджуд. Он признавал лишь единый мир и в нем – бога; весь процесс, совершающийся в мире, – это естеств., природный процесс, а природа – безначальная и вечная истина. Б. отвергал религ. взгляды на смерть; по его мнению, смерть одной вещи является жизнью другой. "Смерть есть исчезновение, исчезновение является источником появления новых веществ"... (Коллият, Ирфан, литогр. изд., Бомбей, 1882, с. 27). За основу всего сущего Б. брал воздух, приписывая ему все качества, к-рыми ислам наделяет бога. Абс. дух, произведенный от воздуха, является как бы формой для материи. "До появления формы содержание материи не выражено и до открытия занавеса материей форма неопределенна. Материя в мире форм скрытая – внутренняя, а форма в материи – в возможности. Если материя без формы, то откуда возникает форма, если форма – не всесильная одежда, то чем будет одета материя?" ("Нукут", там же, с. 19). В мире Б. видел неразрывную связь духа и тела, материи и формы. В противовес догмам религии, Б. утверждал, что человек является продуктом длительного изменения и развития, видел связь между органич. и неорганич. природой. Б. придавал большое значение рациональным моментам в познании: "...вера без ума, как зеркало без амальгамы" ("Чахар-Унсур", там же, с. 71). Критикуя теорию предопределения, Б. указывал, что человек в известной степени свободен в своих действиях, что у него есть возможность сделать жизнь лучше и путь к этому надо искать в действии и знании: "Верь в предприимчивость или в предопределение, но все возьми из мира усилия" ("Ирфан", там же, с. 43). Б. мечтал о справедливом царе, к-рый заботился бы о народе, о развитии земледелия и науки. Б. сочувствовал беднякам и клеймил их притеснителей.
Произведения Б. были популярны в Ср. Азии. В 19 и нач. 20 вв. в медресе, чайханах и в кругах интеллигенции в Ср. Азии существовали группы "бедил-ханов", где читались и комментировались произведения Б. Будучи внутренне противоречивым, творчество Б. использовалось представителями различных социальных групп в их борьбе за свои классовые интересы. Реакц. идеологи стремились представить Б. ревностным суфием и благочестивым верующим. Передовые писатели и мыслители (Дониш, Мукими и др.) испытали благотворное влияние передовых идей Б., критикуя одновременно его излишне сложный стиль.
Соч. в рус. пер.: Комде и Модан, вступ. очерк С. Айни, Сталинабад, 1949.
Лит.: Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил, Сталинобод, 1954; Бертельс Е. Э., Бедил хакида мулохазалар, в кн : "Зафар". Альманах, No 1, Тошкент, 1945; Муминов И.. Философские взгляды Мирзы Абдулкадыра Бедиля, Самарканд, 1946; его же, Философские взгляды Мирзы Бедиля Ташкент, 1957; Гафуров Б., История таджикского народа, [M.], 1949; Антология таджикской поэзии, М., 1957; Айни X. С., Бедиль и его поэма "Ирфон", Сталинабад, 1956; Мирзаев К. М., К вопросу об экономических воззрениях Мирзы Бедиля, "Изв. АН УзССР". Сер. обществ. наук, 1958, No 2.
И. Муминов. Ташкент. М. Раджабов. Сталинабад.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Смотреть что такое "БЕДИЛЬ" в других словарях:

  • Бедиль — Мирза Абдулкадир Бедиль (1644 1721) поэт и мыслитель узбекского происхождения[1][2][3] писал на фарси. Родился в Азимабаде (Бенгалия) в семье военнослужащего. С 1685 года до самого конца жизни жил в Дели. Выступал за объединение Индии. Бедиль… …   Википедия

  • Бедиль —         Бидель Мирза Абдулкадир (1644 1721, Дели), поэт и мыслитель. Родился в Бенгалии в семье военнослужащего. Писал на фарси. Много странствовал по Индии, с 1685 до конца жизни прожил в Дели. Б. оставил богатое поэтическое (до 200 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бедиль М. А. — БЕДИ́ЛЬ Мирза Абдулкадир (1644–1720 или 1721), персоязычный поэт Индии. Осн. произв. – Талисман изумления (1669), филос. дидактич. соч. Познание (1711–12), включающее романтич. поэму Комде и Модан ,– окрашены идеями суфизма.… …   Биографический словарь

  • БЕДИЛЬ Мирза Абдулкадир — (1644 1720 или 1721) персоязычный поэт Индии. Основные произведения: Талисман изумления (1669), философско дидактическое сочинение Познание (1711 12), включающее романтическую поэму Комде и Модан . Создатель сознательно усложненного, т. н.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бедиль Мирза Абдулкадир — Бедиль, Бидель Мирза Абдулкадир (1644 ‒ 1721, Дели), поэт и мыслитель. Родился в Бенгалии в семье военнослужащего. Писал на фарси. Много странствовал по Индии, с 1685 до конца жизни прожил в Дели. Б. оставил богатое поэтическое (до 200 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бедиль Мирза Абдулкадир — (1644  1720/1721), индийский поэт. Писал на фарси. Основные произведения  «Талисман изумления» (1669), философско дидактическое сочинение «Познание» (1711 1712), включающее романтическую поэму «Комде и Модан»,  окрашены идеями суфизма. Создатель… …   Энциклопедический словарь

  • БЕДИЛЬ Мирза Абдулкадир — (1644 — 1720 или 1721), персоязычный поэт, мыслитель Индии. Филос. дидактич. соч. «Талисман изумления» (1669), «Великий океан» (1681), «Синай знания» (1687), «Познание» (1711—12; вкл. поэму «Комде и Модан», п. 1955); газели, рубаи,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Мирза Абдулкадир Бедиль — (1644 1720 или 1721 гг.) персоязычный поэт Индии Где воля напрягается, как тетива, Там муравей одолевает льва. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон)         Таджикистан.          I. Общие сведения          Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… …   Большая советская энциклопедия

  • УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — зародившаяся в глубокой древности, генетически связана с филос. традицией др. народов Ср. Азии и Ирана. Культурная, этнич. и территориальная близость способствовала консолидации и взаимопро никновению филос. идей этих народов. Поэтому… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Поэты Таджикистана, . Сборник ставит своей целью познакомить широкий круг русских читателей с богатым наследием персидско-таджикской поэзии, одной из древнейших в мире. В книгу включены лучшие произведения сорока… Подробнее  Купить за 280 руб
  • Комде и Модан, Бедиль. Знаменитая поэма Бедиля «Комде и Mo дан» рассказывает о бурной и трагической любви юноши и девушки, счастью которых препятствует шах и его двор. Против жестоких и злобных государей, против… Подробнее  Купить за 80 руб