- БАУЭР Бруно
- БА́УЭР Бруно
-
(Bauer), (6 сент. 1809 – 13 апр. 1882) – нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Гегельянство). Приват-доцент Берлинского (1834–1839) и Боннского (1839–42) ун-тов. В 1835 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса "Жизнь Иисуса", но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах "Трубный глас страшного суда над Гегелем" 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и "Учение Гегеля о религии и искусстве" ("Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...", 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах "Критика евангелия от Иоанна" ("Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes", 1840) и "Критика синоптических евангелий" ("Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker", Bd 1–3, 1841–42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка.Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ. переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории 13. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества "критических личностей" и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах "критических критиков".Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в "Святом семействе" (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и "Немецкой идеологии" (там же, т. 3).Соч.: Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit, Z. – Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959; Кеgel М., Bruno Bauer und seine Tneorien über die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908 ; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931.А. Панфилова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БАУЭР Бруно
-
БАУЭР (Bauer) Бруно (6 сентября 1809. Эйзенберг, Тюрингия—15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином)—левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840—42 с Д. Штраусам противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства — исторический. Главной действующей силой истории является “самосознание”, христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его <дядей”—римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские поедания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии.Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса “Святое семейство, или Критика критической критики”. В противсположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену “критики земли” “критикой неба”). В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии — антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса.Соч.: Die Posaune des jüngsten Gerichts über Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; Christus und die Cäsaren. Der Ursprung des Christentums aus dem römischen Griechentum. D., 1877.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.— Они же. Соч., т. 2; ЭнгемсФ. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.—Там же, т. 19; Schv/eaerA. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; Hert!-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno Bauer im Vormärz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement B. Baueis “Kritische Kritik”, 1971.В. И. Гараджа
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.