- АРИАНСТВО
- АРИА́НСТВО
-
направление в христианстве 4–6 вв., связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария (греч. .Ἄρειος, лат. Arius, ум. 336), к-рый расходился с осн. догмами христианства, доказывая, что бог-сын по существу своему отличен от бога-отца и создан им во времени. Этим в учении о троице создавалась определенная иерархия: вечным оказывался только бог-отец, сын (Логос) – его творением, к-рый, в свою очередь, порождает св. духа. Впервые Арий выступил со своей проповедью ок. 318 в Александрии. На Никейском вселенском соборе (325) в результате вмешательства имп. Константина был принят символ веры, утверждавший "единосущие" всех лиц троицы, однако А. было признано ересью, а Арий – изгнан. Борьба А. с ортодоксальным направлением в христианстве продолжалась с переменным успехом и после собора. Окончательно А. было осуждено Константинопольским собором (381). Тем не менее ряд варварских королевств принял христианство в его арианской разновидности.Лит.: Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПБ, 1890, с. 353–430; Gwatkin Η. Μ., Studies in arianism, 2 ed., Camb., 1900; Snellman Р., Der Anfang des arianischen Streites, Hels., 1904; Rоgаla S., Die Anfänge des arianischen Streites, Paderborn, 1907.И. Крывелев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АРИАНСТВО
-
АРИАНСТВО — еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении “Пир” (Θάλεια) (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу (“было время, когда Его [Сына] не было”—Деян. I Всел., с. 44), не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением его воли, творением (κτίσμα, ποίημα). Сын происходит из несущего (εξ ου'κ ο"ντων), имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм), лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира (“совершенное творение”). Противник Ария Афанасий Александрийский обличал его за многобожие, отрицание Троицы я искупительной жертвы Сына (“полубога”). Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину — Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. После публичного диспута, когда неправославность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви. Но пропаганда арианства разрасталась: оно распространилось в Палестине, Никомидии, Вифинии. Собравшийся в Никее I Вселенский собор (325) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие “единосущие” (ομοούσιος). Однако уже в 336 ариане были вновь приняты в церковное общение. Антиникейская реакция достигла своего пика во время единоличного правления Констанция (350—361), когда из ариан выделилась партия аномеев, лидеры которой—Аэций и Евномий — утверждали совершенное иносущие Сына (έτεροοϋσιον) по отношению к Богу. С 361 шла постепенная консолидация позиций антиариан, возглавленная катадокийцами, что в конечном счете привело к запрещению арианства в 381 на II Вселенском соборе. До б в. арианство сохранялось на Востоке, до 6—7 вв.—на Западе, среди готов (крещены арианским епископом Ульфиллой в сер. ;4 в.), вандалов, бургундов, лангобардов. Элементы арианства вошли в некоторые средневековые и современные ереси (напр., унитарии, свидетели Иеговы).Лит.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353—430 г.). СПб., 1890; Поено“ М. Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей—1054 г.). Брюссель, 1964, с. 330—360; Болото“ В. В. Лекции по истории Древней Церкви, т. ГУ. М., 1994, с. 1—122; Собор Никейский, Вселенский первый.—В кн.: Деяния Вселенских соборов, т. 1. СПб., 1996.А. В. Михайловский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.