АРИАНСТВО

АРИАНСТВО
АРИА́НСТВО
направление в христианстве 4–6 вв., связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария (греч. .Ἄρειος, лат. Arius, ум. 336), к-рый расходился с осн. догмами христианства, доказывая, что бог-сын по существу своему отличен от бога-отца и создан им во времени. Этим в учении о троице создавалась определенная иерархия: вечным оказывался только бог-отец, сын (Логос) – его творением, к-рый, в свою очередь, порождает св. духа. Впервые Арий выступил со своей проповедью ок. 318 в Александрии. На Никейском вселенском соборе (325) в результате вмешательства имп. Константина был принят символ веры, утверждавший "единосущие" всех лиц троицы, однако А. было признано ересью, а Арий – изгнан. Борьба А. с ортодоксальным направлением в христианстве продолжалась с переменным успехом и после собора. Окончательно А. было осуждено Константинопольским собором (381). Тем не менее ряд варварских королевств принял христианство в его арианской разновидности.
Лит.: Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПБ, 1890, с. 353–430; Gwatkin Η. Μ., Studies in arianism, 2 ed., Camb., 1900; Snellman Р., Der Anfang des arianischen Streites, Hels., 1904; Rоgаla S., Die Anfänge des arianischen Streites, Paderborn, 1907.
И. Крывелев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

АРИАНСТВО
    АРИАНСТВО — еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении “Пир” (Θάλεια) (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу (“было время, когда Его [Сына] не было”—Деян. I Всел., с. 44), не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением его воли, творением (κτίσμα, ποίημα). Сын происходит из несущего (εξ ου'κ ο"ντων), имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм), лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира (“совершенное творение”). Противник Ария Афанасий Александрийский обличал его за многобожие, отрицание Троицы я искупительной жертвы Сына (“полубога”). Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину — Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. После публичного диспута, когда неправославность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви. Но пропаганда арианства разрасталась: оно распространилось в Палестине, Никомидии, Вифинии. Собравшийся в Никее I Вселенский собор (325) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие “единосущие” (ομοούσιος). Однако уже в 336 ариане были вновь приняты в церковное общение. Антиникейская реакция достигла своего пика во время единоличного правления Констанция (350—361), когда из ариан выделилась партия аномеев, лидеры которой—Аэций и Евномий — утверждали совершенное иносущие Сына (έτεροοϋσιον) по отношению к Богу. С 361 шла постепенная консолидация позиций антиариан, возглавленная катадокийцами, что в конечном счете привело к запрещению арианства в 381 на II Вселенском соборе. До б в. арианство сохранялось на Востоке, до 6—7 вв.—на Западе, среди готов (крещены арианским епископом Ульфиллой в сер. ;4 в.), вандалов, бургундов, лангобардов. Элементы арианства вошли в некоторые средневековые и современные ереси (напр., унитарии, свидетели Иеговы).
    Лит.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353—430 г.). СПб., 1890; Поено“ М. Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей—1054 г.). Брюссель, 1964, с. 330—360; Болото“ В. В. Лекции по истории Древней Церкви, т. ГУ. М., 1994, с. 1—122; Собор Никейский, Вселенский первый.—В кн.: Деяния Вселенских соборов, т. 1. СПб., 1996.
    А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "АРИАНСТВО" в других словарях:

  • АРИАНСТВО — течение в христианстве в 4 6 вв. Его зачинатель священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога отца и Бога сына (Христа); по учению Ария, Христос… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Арианство — еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога отца – существо, ниже его стоящее. ............ ☼ Арианство, течение в христианстве в IV VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. Ареюс;, ок. 256 336); …   Энциклопедия культурологии

  • арианство —    Арианство ересь, основанная Арием, александрийским пресвитером. Зависть к Александру, сверстнику, сделавшемуся епископом, была тайным побуждением, а прение с Александром же о сущности Сына Божия случаем к тому, что Арий отступил от учения… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Арианство — (Arianism), учение Ария (250 336), ливийского пресвитера из Александрии, к рый, с точки зрения христианства, проповедовал ересь, заявляя, что Иисус Христос не имел божественного происх., а был просто человеком, наделенным исключительными… …   Всемирная история

  • Арианство — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет …   Википедия

  • АРИАНСТВО — одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как… …   Энциклопедия Кольера

  • Арианство — Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы Христос хотя и… …   Религиозные термины

  • арианство — течение в христианстве в IV VI вв. Его зачинатель  священник Арий (?  336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына (Христа); по учению Ария, Христос… …   Энциклопедический словарь

  • Арианство — – ересь, возникшая в IV в.; название получила от александрийского пресвитера Ария, учившего, что сын Божий не подобен во всем Отцу, но создан Им, т. е. является творением. Бога, но не Богом. Арий выступил со своим учением в 318 году,… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Арианство —  ♦ (ENG Arianism)    учение теолога 4 в. Ария (ок. 256 336) о том, что Иисус это наивысшее сотворенное существо, но он не является еди носущным Богу Отцу (греч. heterousios другая субстанция). Никейским собором (325) арианство было объявлено… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

Другие книги по запросу «АРИАНСТВО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»