- АПОКАЛИПСИС
- АПОКА́ЛИПСИС
-
или Откровение И о а н н а Б о г о с л о в а (греч. ἀποκάλυψις – откровение), – одна из книг Нового завета, первое из известных нам произведений христ. литературы (сер. 68 – нач. 69). Подлинный автор А. неизвестен. По церк. традиции, А. написан апостолом Иоанном на о. Патмос, куда тот был сослан при Нероне. А. состоит из 22 глав. Осн. часть его состоит из описания серии фантастич. видений автора, изображающих грядущую борьбу сатаны с "агнцем" – спасителем, победу агнца, конец света, "страшный суд" и наступление царства небесного на земле. Царство сатаны, или Антихриста, воплощено для А. в Римской империи, к к-рой относится также и содержащаяся в А. символика чисел (7 гор, на к-рых сидит "блудница – Вавилон", означают 7 холмов, на к-рых был расположен Рим, 7 голов зверя – 7 рим. императоров, "звериное число" 666 расшифровывается, как числовое обозначение имени "Нерон кесарь"). А. предсказывает, т.о., гибель Римской империи и наступление нового мирового порядка – "царства божия". Двадцатая глава А. содержит учение о грядущем тысячелетнем царстве Христа (хилиазм), осужденное впоследствии церковью.Христос фигурирует в А. еще не как бог, равный "богу-отцу", а как искупит, жертва, принесенная за грехи мира. В А. еще нет осн. догмата позднейшего христианства о троичности божества, отсутствуют учение о первородном грехе, легенды о земной жизни Иисуса; нет осн. элементов христ. культа, напр. таинства причащения. Поэтому среди церковников долгое время шел спор о том, следует ли включать А. в канон. Энгельс, анализируя А. в работе "К истории раннего христианства", указывал, что "...этот древнейший памятник из эпохи становления христианства для нас особенно важен именно потому, что он дает нам в чистой форме то, что иудейство – под сильным александрийским влиянием – внесло в христианство. Все позднейшее является западной, греко-римской примесью" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 431). А. отразил протест социальных низов против римского рабовладсльч. общества.Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Книга откровения, там же, т. 16, ч. 1, М., 1937, Rоwlеу Н. Н., Relevance of apocalyptic, [L.], 1944; Тоrrеу Ch., Documents of the primitive church, Ν. Υ. – L., 1941.И. Крывелев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.