- АДЛЕР Макс
- А́ДЛЕР Макс
-
(Adler), (15 янв. 1873 – 28 июня 1937) – австр. философ, один из гл. представителей австромарксизма и неокантианского ревизионизма. Проф. Венского ун-та. Издатель (совм. с Р. Гильфердингом) "Marx-Studien". Трактуя "вещь в себе" Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как "мысленную вещь", А. активно боролся против материалистич. теории отражения. На словах признавая диалектич. метод, А. превращал его (в соответствии о требованием "физич. идеализма") в релятивистское учение о процессах, в учение о сведении всего существующего к функциональным связям, отношениям между явлениями, в к-рых "уже нет места для материальной субстанции". А. старается уверить, будто материалистич. понимание истории классиков марксизма не имеет ничего общего с филос. материализмом (см. "Энгельс как мыслитель", Л.–М., 1924, с. 86–87) и представляет собой историч. позитивизм ("теорию социального опыта"). "Социальное" А. рассматривает как особую" форму восприятия, присущую нашему познанию, и исходит из идеалистич. принципа тождества обществ. бытия и сознания. Производств. отношения А. рассматривает как "явления духовной жизни". Филос. ревизионизм А. был попыткой теоретич. обоснования прикрытого "левыми" фразами реформизма.Соч.: Marxistische Probleme, Stuttgart, 1913; Die Staatsauffassung des Marxismus, W., 1922; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1–2, B., 1930–32; Das Rätsel der Gesellschaft, W., [1936]; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Kant und der Marxismus, B., 1925. Соч. в рус. пер. – Марксизм как пролетарское учение о жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, пер. [с нем.], Л.–М., 1924.Лит.: Быховский Б., Враги и фальсификаторы марксизма, М.–Л., 1933.Б. Быховский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АДЛЕР Макс
-
АДЛЕР (Adler) Макс (15 января 1873, Вена—28 июня 1937, Вена) —австрийский философ, теоретик австромарксизма. Изучал право в Венском университете, совместно с Р. Гильфердингом основал издание работ “Marx Studien”, профессор Венского университета, примыкал к левому крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера, а также большевизма. Адлер считал себя марксистом, хотя его философские взгляды были близки неокантианству. Исторический материализм в его представлении предполагает отказ от спиритуализма гегелевской философии. В работе “Маркс как мыслитель” (Marx als Denker. W., 1921; рус. пер.: Л.—M., 1924) он оценивал понимание истории у К. Маркса как возвращение к эмпирическому познанию социального мира. Классическую немецкую философию Адлер трактовал как “философию социализма”, а философию И. Канта —как начало формирования “общественного сознания”. При этом общественное сознание не является производным от бытия, оно способно к саморазвитию. Особенность концепции Адлера состоит в попытке объединить кантианство и марксизм. Это объединение предполагало не только восполнение марксизма этикой Канта, но и логико-методологическое обоснование марксистской социологии его критицизмом. По мнению Адлера, политические идеи Канта—гражданское общество, союз народов, вечный мир—созвучны идеалам социализма. Адлер ввел в научный оборот понятие “социальное априори”, которым хотел подчеркнуть общественно-бытийственный характер мышления индивида. В работе “Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung” (Bd. 1—2. В., 1921; рус. пер.: Марксизм как пролетарское мировоззрение. П., 1923) Адлер рассматривал социальное как особую форму восприятия, а производственные отношения как явление духовной жизни, пытался ввести в марксизм кантовское соотношение необходимости и долженствования.Соч.: Kausalität und Theologie in der Wissenschaft. W., 1904; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik? W., 1925; Soziologie des Marxismus. W, 1964; Studien zur Geistesgeschichte des Sozialismus, 6Aufg. B.-Bonn—Bad Gödesbeig, 1974.M. А. Хевеши
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.