КЛЕАНФ


КЛЕАНФ
КЛЕАНФ
(Kleanthes) из Асса (ок. 331/330 — ок. 232 до н.э) — стоик, ученик Зенона из Китиона и его преемник во главе школы. В молодости К. был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди сочинений К. почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны «Логика», «О знании», «О диалектике», «О Зеноновом учении о природе», «Физические заметки», «Разыскания о Гераклите», «Об атомах», «О времени», «О влечении», «О надлежащем», «О конечной цели», «О наслаждении», «Риторика» и «Гимн к Зевсу».
Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность К. по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, К. внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения (см. СТОИЦИЗМ ). Он уточнил теорию «представления» (которое описывал как «вещественный» отпечаток) и специально занимался модальной логикой. Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о мировой симпатии К. впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онто-космологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. Единственный в школе считал звездный огонь конусовидным и имел редкий в стоической среде интерес к наблюдению живой природы. При достаточно традиционных антропологических взглядах К. полагал, в отличие от Хрисиппа, что все души сохраняются до конца космического цикла. Особенно большое внимание К. уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов. Блестящим выражением теологических воззрений К. является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для ранней стой религиозности. В этике следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле «жить согласно природе» предлагал иметь в виду «природу целого»; считал, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить. Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике, из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистика.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

КЛЕАНФ
(род. 331- ум. 232 до Р. X., Троада, Малая Азия)
древнегреч. философ; учитель Хрисиппа, вместе с ним и Зеноном – основатель Стой. Из его многочисл. соч., кроме гимна Зевсу, являющемуся ценным памятником древ, стоической теологии, сохранились лишь отдельные отрывки.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

КЛЕА́НФ
(Κλεάνϑης) из Асса в Троаде (р. ок. 330 – ум. ок. 232 до н.э.) – др.-греч. философ, один из основателей (вместе с Зеноном из Китиона и Хрисиппом Киликийским) стоицизма. Учение К. можно только с большим трудом выделить из общестоич. учения, поскольку источники большей частью имеют в виду их всех троих вместе. Как и все стоики, К. разделял философию на логику, физику и этику. Логику К. понимал как учение о слове, разделяя ее на учение об обозначающем (акт смыслового полагания) и обозначаемом (предмет смыслового полагания) (SVF I frg. 483–90, Arnim). Вместе с прочими стоиками К. проповедовал в физике единую материю, к-рая разрежается в тончайший огонь и сгущается в воду и землю (там же, frg. 495), являясь, однако, в то же время мировым логосом или осмысленным словом (там же, frg. 493). Впрочем, у К. была также и тенденция трактовать логос как формообразующий принцип (там же, frg. 496), что до нек-рой степени уже напоминает Платона и Аристотеля. Им же признавалось периодич. воспламенение Вселенной (там же, frg. 497). Телесной сущностью обладает, по К., и человеч. душа, представляющая собой истечение божеств. первоогня (там же, frg. 518–26). Боги и демоны тоже являются силами природы на разных ступенях их развития (там же, frg. 528–47). Однако материалистич. тенденция, роднящая древних стоиков, в т.ч. К., с раннегреч. натурфилософией, в частности с Гераклитом, сталкивалась в учении К. с трактовкой логоса как общемировой цели и как всеобщего провидения (там же, frg. 548–51). Общестоич. концепция чувственного познания (к-рая вполне совмещалась с рационализмом учения о логосе) у К. выступала как учение об отпечатывании вещей на воске души (там же, frg. 484). В области этики К. выставлял обычные для раннего стоицизма учения – о жизни сообразно с природой или, что то же, с разумом, логосом (там же, frg. 552); об искоренении страстей и об отсутствии всяких переходов между мудрецом и глупым или между добродетельным и порочным (там же, frg. 570, 574); весьма ригористич. учение о добродетелях (там же, frg. 563–69) и т.д. Для взглядов К. характерно толкование удовольствия как противоестеств. аффекта, добавление к этике политики, отсутствие учения о космосе как о мировом гос-ве, набожность (заставлявшая его выступать против учения Аристарха Самосского о движении Земли и писать торжественные гимны Зевсу), помещение верховного божества на Солнце и др. Синкретизм мировоззрения К. отражал особенности эпохи эллинизма, когда, с одной стороны, развивалась гос. централизация, осн. на крупном рабовладении, а с другойиндивидуализм, достигший небывалой до того времени распространенности. Первая из этих тенденций эпохи эллинизма отражалась в мировоззрении К. в виде фатализма, космополитизма, приверженности идеям Гераклита об огненном логосе как всеобщем законе и о необходимости; вторая находила выражение в симпатиях К. к индетерминизму, теории свободы воли и кинизму.
Соч.: Fragments of Zeno and Cleanthes, ed. А. С. Pearson, Camb., 1891; Stoicorum veterum fragmenta, coll. I. Arnim, V. 1, Lpz., 1921, S. 103–39.
Лит.: Poppelreuter H., Die Erkenntnislehre Zenons und Kleanthes, Koblenz, 1891; Paulys Real-Encyklopädie der classichen Altertumswissenschaft, Halbbd 21,Stuttg., 1921, S. 558–74; Ρohlenz Μ., Die Stoa, Bd [1–2 ], Gött., 1948–49. См. также лит. при ст. Стоицизм.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КЛЕАНФ
    КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/330, Асе, Малая Азия — ок. 232 до н. э., Афины) — греческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди его 58 известных сочинений почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны “Логика”, “О знании”, “О диалектике”, “О Зеноновом учении о природе”, “Физические заметки”, “Разыскания о Гераклите”, “Об атомах”, “О времени”, “О влечении”, “О надлежащем”, “О конечной цели”, “О наслаждении”, “Риторика” и “Гимн к Зевсу”.
    Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность Клеанфа по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, он внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения (см. Стоицизм), начиная с деления философии на 6 частей (SVF I 482). Он уточнил теорию “представления” (которое описывал как “вещественный” отпечаток — 484) и специально занимался модальной логикой (489). Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии (493 ел.) и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о симпатии космической впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (518). Единственный в школе считал звездный огонь конусовидным (498; 508) и имел редкий в стоической среде интерес к наблюдению живой природы (515). При достаточно традиционных антропологических взглядах Клеанф, в отличие от Хрисиппа, полагал, что все души сохраняются до конца космического цикла (522). Мнение Посидония, согласно которому Клеанф якобы признавал самостоятельное существование иррационального начала в душе (570), основано на недоразумении. Особенно большое внимание он уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов (528 ел.). Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является “Гимн к Зевсу”, свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стой религиозности (ср. 538). В этике Клеанф следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле “жить согласно природе” предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду “природу” целого (555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (568). Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике (паренетике) (582), из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистка. Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп. Фрагм.: SVF 1463-619; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 160-208. Лит.: VerbekeG. Kleanthes van Assos. Brüssel, 1949; Solmsen F. Cleanthes r Posidonius? The Basis of Stoic Physics. Amst., 1961.
    А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "КЛЕАНФ" в других словарях:

  • Клеанф —     Клеанф, сын Фания из Леса. В молодости он был кулачный боец (говорит Антисфен в Преемствах ); но, приехав в Афины с четырьмя только драхмами (уверяют некоторые), он примкнул к Зенону, стал достойнейшим образом заниматься философией и остался… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Клеанф — Клеанф, Kleanthes, из Асс в Троаде, 331 232 гг. до н. э., греческий философ. В зрелом возрасте прибыл в Афины, где сделался учеником Зенона Кифеонского. Происходил из бедной семьи, и даже будучи философом, зарабатывал себе на жизнь физическим… …   Античные писатели

  • КЛЕАНФ —     КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/30 ок. 232/1 до н. э.), представитель Ранней Стой, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.     Жизнь. По традиционной версии, родился (Асе, Троада) в архонтст во Аристофана (ок. 331/30 до н.… …   Античная философия

  • Клеанф — (Cleanthes, Κλεάνθης). Философ стоической школы, живший приблизительно за 300 лет до Р.Х., ученик Зенона и учитель Хризиппа. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • Клеанф — (331 ок. 231 гг. до н.э.) философ стоик Желающего судьба ведет, не желающего влачит. Перипатетики (ученики Аристотеля) похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • клеанф — сущ., кол во синонимов: 1 • стоик (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Клеанф — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Клеанф (др. греч …   Википедия

  • КЛЕАНФ — (331 232 до н.э.), греческий философ, уроженец города Асс в Троаде. По приезде в Афины слушал лекции киника Кратета и стоика Зенона. После смерти Зенона в 264 до н.э. сделался вторым главой Стои и оставался им до конца жизни. Более всего Клеанфа… …   Энциклопедия Кольера

  • КЛЕАНФ —    • Cleanthes,          Κλεάνθης,        1. см. Pictores, Живопись, 1;        2. философ, живший ок. 260 г. до Р. X., родом из Асса в Мисии, вырос в такой нужде, что должен был трудами рук своих добывать себе пропитание, вследствие чего его в… …   Реальный словарь классических древностей

  • Клеанф — (333 232)    др. гр. философ стоик, ученик и преемник Зенона из Китиона (с 264). Происх. из Ассы (Троада, М. Азия). В молодости был кулачным бойцом, ок. 280 приехал в Афины и стал заниматься философией. Диоген Лаэртский называет 50 соч. К. филос …   Античный мир. Словарь-справочник.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.