КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ
КВИЕТИЗМ
(фр. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой) — мистико-созерцательное направление в католической духовности, отрицающее человеческую активность и ответственность. Обычно его возводят к учению исп. каноника М. Молиноса и его последователей — Ж.М. Гюйон, архиепископа Фенелона.
Фундаментальный принцип К. — осуждение всех человеческих усилий. Человек, стремясь к совершенству, должен пребывать в полной пассивности, упразднить волю и довериться Богу до такой степени, чтобы его не заботили больше ни небо, ни ад, ни даже собственное спасение. Молинос в работе «Духовный руководитель» (1675) различает два пути религиозной жизни — внешний (размышление) и внутренний (созерцание). Отдавая предпочтение второму, он показывает, что это состояние достигается в особой форме безмолвной молитвы, когда душа сознательно отказывается не только от дискурсивных размышлений, но и от любых определенных действий, вплоть до надежды на добродетель или любовь Христа. Остается простой покой Божественного присутствия в чистой вере.
К. в изложении Молиноса не был принят католической церковью. В 1687 в папской булле Иннокентия XI «Coelestis Pastor» 68 положений из книги Молиноса были осуждены. Квиетистские идеи Ж.М. Гюйон и архиепископа Фенелона были популярны в России в эпоху Александра 1.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

КВИЕТИЗМ
        (франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой), религ. этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в кон. 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»). Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божеств. любовь.
        Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в.
        Термин «К.» приобрёл и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность мн. вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).
        S с h а г l i n g С. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der irchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; H e p p e H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КВИЕТИЗМ
(от лат. quies – покой)
далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni desirer, ni refuser»).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

КВИЕТИЗМ
(от лат. quies – покой) – религ.-этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение "божеств. воле". Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628–96), издавшим в Риме в 1675 книгу "Духовный руководитель" ("Guida spirituale"). Согласно учению квиетистов, душа, освободившись от всех забот, примирившаяся со всеми страданиями, отрешившаяся от материального мира, перестает себя проявлять, полностью погружаясь в "божественную любовь", достигая слияния с божеством. В связи с этим К. учил, что душа должна проникнуться полным безразличием к добру и злу, к раю и аду, полным равнодушием к вопросу о собств. "спасении".
Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. было осуждено как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции – Ж. М. Гюйон (1648–1717), к-рая проповедовала пассивное отношение к добру и злу, как одинаковым проявлениям божеств. воли. Идеи К., внушавшие под прикрытием проповеди о "любви к богу" моральный нигилизм, подверглись резким нападкам богословов. В защиту Гюйон выступил епископ Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Идеи К. проникли и в Россию. В нач. 19 в. оберпрокурор Синода кн. Голицын распространял переведенные на рус. язык соч. квиетистов. В 40-х гг. они были изъяты. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в. Социальное содержание К. было противоречивым. К. выражал недовольство католицизмом с его формально-фетишистским культом, учением о "добрых делах" и привилегированности духовенства. Вместе с тем в К. получил отражение страх перед нар. массами и стремление отвлечь их от классовой борьбы проповедью пассивной созерцательности и бездейственности. Поэтому К. не мог получить широкого распространения и захватил лишь узкий круг последователей.
В конце 19 в. идеи, сходные с К., высказывал Шопенгауэр, проповедовавший безразличие к страданию.
Лит.: Sсhаrling С. Ε., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, В., 1875.
Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КВИЕТИЗМ" в других словарях:

  • КВИЕТИЗМ — (ново лат., от лат. quies, quietis покой). 1) учение квиетистов. 2) спокойствие духа, безучастно относящегося ко всему окружающему, неподвижность и косность мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Квиетизм —  Квиетизм  ♦ Quietisme    Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (***) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением …   Философский словарь Спонвиля

  • квиетизм — а, м. quiétisme m. < quietus спокойный. 1. Религиозное мистическое учение, провповедовавшее покой или смирение. Сл. 18. Квиэтизм. Система или учение некоторых таинственников, которые поставляют все христианское совершенство в покое или… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КВИЕТИЗМ — (от латинского quietus спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному спасению . Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными… …   Современная энциклопедия

  • КВИЕТИЗМ — (от лат. quietus спокойный безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному спасению . Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КВИЕТИЗМ — (лат. quietus спокойный) неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя quies (культурно типологический аналог в рамках православия более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник испанский… …   Новейший философский словарь

  • КВИЕТИЗМ — КВИЕТИЗМ, квиетизма, мн. нет, муж. (от лат. quietus спокойный) (книжн.). 1. Мистически созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно философская доктрина в 17 в. (ист.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • квиетизм — сущ., кол во синонимов: 3 • бездеятельность (23) • пассивность (22) • созерцательность …   Словарь синонимов

  • Квиетизм — (лат. quietus – спокойный, безмятежный) религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность,… …   Энциклопедия культурологии

  • КВИЕТИЗМ — (от лат. quietus спокойный, бездействующий). 1. Религиозно этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»