ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА


ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
        в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х гг. 20 в. на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретикометодологич. подхода и общностью исследоват. интересов.
        В основе подхода Ч. ш. лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего социологию как «науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования процессов, благодаря которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том коллективном существовании, которое мы именуем обществом» (Park R. E., Burgess E. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат, как полагал Парк, испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития всякого социального явления, его «естеств. историю».
        С точки зрения такого подхода Парк и др. исследователи Ч. ш. (Н. Андерсон, Э. Бёрджесс, Л. Вйрт, Г. Зорбо, Р. Макензи, Э. Маурер, Ф. Трешер, С. Шоу и др.) истолковывали проблемы расовых отношений, социальной стратификации, развития семьи, массовых коммуникаций, стиля жизни и т. д. Особое внимание Ч. Ш. сосредоточила на проблемах социальной экологии. Социальная среда большого города (объектом исследования были районы трущоб Чикаго, где с особой силой проявлялись пороки капиталистич. урбанизации) рассматривалась имя как арена борьбы за существование, где различные социальные, проф., этнич. группы в ходе «естественноисторич.» процесса своего развития формировали экологич. структуру, отвечающую природе определяющего их существование социального конфликта. Социально-экологич. подход стал в рамках Ч. ш. основой исследования таких социальных проблем, как бродяжничество, преступность, особенно несовершеннолетних, трущобы и др. Жизнь различных социальных групп рассматривалась как с т. зр. пространств. структур их обитания, так и с т. зр. их социальных характеристик, под которыми подразумевались свойственные той или иной группе нормативные «коды» и системы ценностей.
        Поскольку Ч. ш. игнорировала объективные, классовые основы социальных проблем, ей не удалось предложить действ. средства их решения. Однако она заложила основы таких исследоват. направлений, как социальная экология и социальная патология, сыграла важную роль в разработке и углублении социологич. методов (проблемы построения выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Ч. ш. ознаменовала для амер. социологии переход от спекулятивно-филос. к эмпирич. стадии её развития.
        Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социологич. М., 1965.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Смотреть что такое "ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • Чикагская школа — Чикагская школа: Чикагская архитектурная школа Чикагская школа социологии Чикагская школа (филология) Чикагская школа (экономика) …   Википедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60 х гг. 20 в. Главные представители М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чикагская школа — научное направление современной экономической науке, выступающее с позиций либерализма, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также функционирующие при Чикагском университете… …   Политология. Словарь.

  • Чикагская Школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж.Г. Мид …   Психологический словарь

  • чикагская школа — Категория. Психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. Специфика. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Кэрр, Дж.Г.Мид. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер …   Современная энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (Chicago School) Группа экономистов преподавателей Чикагского университета, включая Милтона Фридмана (Friedman), которые считают, что все экономические процессы можно объяснить на основе личного интереса и преимуществ свободного рынка; они… …   Экономический словарь

  • Чикагская школа — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • чикагская школа — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. XX в. Главные представители  М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс (Н. Simons), Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за… …   Энциклопедический словарь

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов …   Социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.