- ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
- ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
-
направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, которое было следствием различия во взглядах его представителей: Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Мориса, Ч. Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и др. Так, если Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были крайне консервативны. Многие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнёрство классов, нравственно-религ. самосовершенствование). В ходе эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению.Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить её к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. организации. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви всовр. мире», принятая 2-м Ватиканским собором 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967 и др.), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку выработать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с. в трансформированном виде присущи массам верующих, которые в совр. условиях всё активнее участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в ре-лиг. формы.В условиях растущей популярности идей науч. социализма идеологи Х.с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 59; Ленин В. И., ПСС, т. 12, с. 142—43, т. 20, с. 103; Левада Ю. А., Совр. христианство и социальный прогресс, М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.освободит, движения, М., 1968; Шейнман М. М., X. с., М., 1969; Великович Л. Н., Религия и политика в совр. капиталистич. обществе, М., 1970; Гpигулевич И. Г., Мятежная церковь в Лат. Америке, М., 1972; Ковальский ?. ?., Католицизм и мировое социальное развитие, М., 1974; Daujat J., Cathplicisrae et socialisine. Textes pontificayx et commentaires, P., 1951s.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
-
направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30–40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм в разных странах и у различных его представителей [Ламенне (Франция), Морис, Кингсли (Англия), Баадер, Хубер, Кеттелер (Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался довольно демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера, напр., были крайне консервативны. Многие деятели X. с. искренне стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывали при этом нереальные пути и средства (братское партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. организации, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Модернизация социальной программы церкви [пасторская конституция "О церкви в современном мире", принятая II Ватиканским собором 1962–65, энциклика Павла VI "Populorum progressio" (1967)], признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммунистич. партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионным массам верующих, к-рые в совр. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно антивоенных и классовых движениях и к-рые облекают свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религ. формы.В условиях прогрессирующей дехристианизации широких слоев католич. населения, роста их самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 59; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10, с. 65–66, т. 17, с. 32; Левада Ю. Α., Совр. христианство и социальный прогресс, М., 1962; Ковальский Η. Α., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шейнман M. M., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966; Мчедлов М. П., Эволюция совр. католицизма, М., 1967; его же, X. с. История и идеология, М., 1969; Великович Л. Н., Кризис совр. католицизма, М., 1967; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.-освободит. движения, М., 1968; Joly H., Le socialisme chrétien, P., 1892; Daujat. J., Catholicisme et socialisme. Textes pontificaux et commentaires, [3 éd.], P., 1951; Τuрini G., Democratici cristiani, Mil., 1954; Magri F., La democrazia cristiana in Italia, v. 1–2, Mil., 1954; Fuchs E., Marxismus und Christentum, Lpz., 1955; Vaussard M., Histoire de la démocratie chrétienne, v. 1–2, P., 1956; Del Bo Dinо, I cattolici italiani di fronte al socialismo, Roma, 1956; Fogarty M., Christian democracy in Western Europe, 1820–1953, L., 1957; Collonge Α., Le scandale du XX siècle et le drame des prêtres-ouvriers, P., 1957; Chambre H., Christianisme et communisme, P., 1959; Guerry E., Eglise catholique et communisme athée, P., 1960; Poulain J.-C., L'Eglise et la classe ouvrière, P., 1961; Bennett J. C, Christianity and Communism today, N. Y., 1960; Girardi G., Marxismo e Christianesimo, Assisi, 1966; Daim W., Christentum und Revolution, Münch., 1967.M. Андреев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.