- ФУРАСТЬЕ
- ФУРАСТЬЕ
-
(Fourastie) Жан (р. 15.4.1907, Сен-Бе-нен-д'Ази), франц. экономист, социолог и футуролог, представитель т. н. технологич. теорий, сводящих социальный прогресс общества только к росту уровня те-хнико-экономич. развития (см. «Постиндустриальное общество», Футурология). Сторонник концепции «революции управляющих». Автор ок. 20 науч. и публи-цистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, в которых пытался обосновать идею о «смене цивилизаций» (первичной, вторичной, третичной и т. д.) на основе достижений науч.-технич. прогресса с выдвижением на первый план последовательно с. хозяйства, пром-сти, сферы услуг, духовного производства. В последних работах вынужден был признать, что науч.-технич. прогресс не избавляет капитализм от присущих ему противоречий.Le grand espoir du XX siede, P., 1949; La civilisation de 1975, P., 1957; La grande metamorphose du XX siecle, P., 1961; Les 40 000 heures, P., 1965; Lettre ouverte a quatre milliards d'hommes, P., 1970; La civilisation de 1995, P. 1970; La realite economique, P., 1978; Le jardin du voisin, P., 1980 (совм. с B. Bazil); u рус. пер.— Технич. прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год, в сб.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964.Легостаев В. М., Наука в рамках технократич. утопии Ж. ?., «ВФ», 1974, № 12.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ФУРАСТЬЕ́
-
(Fourastier), Жан (р. 15 апр. 1907) – франц. экономист и социолог, идеолог т. наз. неокапитализма. Проф. Ин-та политич. исследований (с 1945); руководитель кафедры политич. экономии в "Ecole pratique des hautes études" в Сорбонне.Φ. – один из ведущих теоретиков нац. планирования и социального прогнозирования во Франции, сторонник интеграции Европы и ее американизации.Работы Ф. затрагивают проблемы закономерностей обществ. развития, структуры совр. пром. общества, социальных последствий технич. прогресса. Ф. критикует абстрактные методы в обществ. науках и отрицает познаваемость социальных законов, ссылаясь на несовершенство человеч. разума и сложность и быстротекучесть социальных процессов.Ф. – представитель технократич. теории, близок к амер. течению технократов (А. Берли и др.). Специфика его концепции (к-рую сам Ф. назвал оптимистич. теорией прогресса) в том, что технич. развитие рассматривается как имманентный и самодовлеющий процесс. Развитие техники, по Ф., независимой от обществ. отношений, – осн. сила всех социальных преобразований. Прогресс в технике вызывает повышение производительности труда, а последняя является переменной движущей силой совр. экономич. эволюции (см. "Machinisme et bien-être", P., 1951, p. 238). Первопричиной технич. прогресса Ф. объявляет науч. прогресс, понимаемый как результат стремления ученых к истине, плод их творч. гения. Ф. утверждает, что прогресс техники образует существ. детерминизм экономич. жизни, осуществляющийся одинаково при любом режиме (см. тамже, р. 139).Такая позиция приводит Ф. к прямой апологетике технократии, при к-рой несколько сот технич. специалистов были бы хозяевами судьбы миллионов людей (см. "Le grand espoir du20-me siècle", P., 1964, p. 241). По Ф., технократия обеспечит торжество "третичной цивилизации" (Φ. выделяет цивилизации, соответственно заимствованному им у англ. экономиста К. Кларка делению обществ. сфер: первичная сфера – сел. х-во и добывающая пром-сть, вторичная – обрабатывающая пром-сть, третичная – сфера услуг), при к-рой будет совершен переход от рабского труда к труду духа и техника станет настоящим средством выявления в человеке всего того, что есть в нем наиболее человеческого (см. "La productivité", Ρ., 1957, p. 113). В позднейших работах ("Les 40 000 heures", P., 1965, "Idées majeures", P., 1966) Ф. выдвигает концепцию уже "четвертичной" цивилизации и утверждает, что в будущем обществе ведущую роль будет играть сфера духовного произ-ва и потребления – наука, образование, досуг и т.д., причем экономич., социальное и политич. развитие капиталистич. стран Запада ведет якобы к осуществлению социальных идеалов человечества путем постепенного развития капиталистич. экономики без всяких социальных бурь.Соч.: Esquisse d'une théorie générale d'évolution économique contemporaine, Ρ., 1947; Note sur la philosophie des sciences, Ρ., 1948; La prévision économique et la direction des entreprises, Ρ., 1955; La productivité, prix et salaires, Ρ., [1957]; Révolution à l'Ouest, Ρ., 1957 (совм. с A. Laleuf); La civilisation de 1975, [5 éd ], Ρ., 1959; Histoire de domain, 3 éd., Ρ., 1964 (совм с С. Vimont); Pourquoi nous travaillons, Ρ., 1964; Les conditions de l'esprit scientifique, [Ρ., 1966]; Essais de morale prospective, Ρ., 1966; в рус. пер. – Технический прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год, в сб.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964, с. 144–59, 222–23И. Добронравов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.