- СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
- СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
-
(от греч. — твёрдый и — отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно концепции Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или отрицат. эмоциональным восприятием объекта стереоти-пизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. литературе термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеоло-гич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово антагони-стич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).Бодалев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Buchanan W., Cantril H., How nations see each other, Urbana (111.), 1953; Young K., Social psychology, ?. ?., [19563]; All port G. W., The nature of prejudice, Garden City 1958; Lippmann W., Public opinion, N. ?.—L., [1965»]; Brown R. W., Social psychology, Glenсое, 1965.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- СТЕРЕОТИП СОЦИА́ЛЬНЫЙ
-
схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин "С. с." введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и т.п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т.н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с. – образчики пропаганды и "ходячего мнения", к-рые ассоциируются с положит. или отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные объекты. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. лит-ре термин "С. с." используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. психологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия человека человеком было зафиксировано существ. влияние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено.В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. С., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных "ярлыков" для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).Лит.: Ядов В. Α., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Бодалев Α. Α., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стереотипизации, "Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика", 1968, No 1; Buchanan W., Сantril Η., How nations see each other, Urbana (Ill.), 1953; Fishman J. Α., An examinating of the process and function of social stereotyping, "J. Social Psychol.", 1956, v. 43, half 1; Young K., Social psychology, 3 ed., Ν. Υ., [1956]; Riсhter M. N., The conceptual mechanism of stereotyping, "Amer. Sociological Review", 1956, v. 21, No 5; Allport G. W., The nature of prejudice, Garden City, 1958; Carter R. F., Stereotyping as a process, "Public Opinion Quarterly", 1962, v. 26; Lippmann W., Public opinion, [3 ed.], N. Y.–L., [1965]; Brown R. W., Social psychology, Glencoe, 1965.В. Ядов. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.