- СЕЛЗАМ
- СЕЛЗАМ
-
(Selsam) Говард (28.6.1903, Харрисберг, Пенсильвания,—7.9.1970, НьюЙорк), амер. философ-марксист. Один из основателей Амер. института марксистских исследований. С. активно и последовательно отстаивал учение диалектич. и историч. материализма, выступал с критикой амер. прагматизма (см. «Прагматизм — философия амер. империализма», в сб.: «Прогрессивные деятели США в борьбе за передовую идеологию», 1955), неопозитивизма и др. идеалистич. направлений в совр. бурж. философии. В кн.«Что такое философия?» («What is philosophy?», 1938) изложил гл. положения марксистской философии. В работе «Философия в революции» (1957, рус. пер. 1963) показал революционизирующую роль философии марксизма в совр. мире. Центральное место в работах С. занимает этич. проблематика. В кн. «Этика и прогресс. Новые ценности в ре-волюц. мире» («Ethics and progress», New values in a revolutionary world», 1965) С., анализируя проблему человеч. свободы, понятие историч. прогресса, показал классовую обусловленность морали и подверг критике кантианскую и экзистенциалистскую этику. С. был одним из редакторов «Хрестоматии по марксистской философии» («Reader in Marxist philosophy, from the writings of Marx, Engels and Lenin», 1963). Работы С. переведены на многие иностранные языки и изданы в ряде стран. Lenin's notebooks, «Mainstream», 1962, v. 15, № 4; On truth, «Science and Society», 1963, v. 27, № 4; в рус. пер.— Марксизм и мораль, ?., 1962.Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- СЕ́ЛЗАМ
-
(Selsam), Говард (р. 28 июня 1903) – амер. философ-марксист, д-р философии (1930). В 1964 вместе с др. прогрессивными деятелями США стал учредителем Амер. ин-та марксистских исследований. В наст. время С. – один из членов редколлегии марксистского журн. "Science and Society".С. пропагандирует марксизм-ленинизм, отстаивает, идеи мира и социализма, критикует реакц. идеологию. Работа С. "Что такое философия? Марксистское введение" ("What is philosophy? A Marxist introduction", L., 1938, 3 ed., L., 1962) выдержала в США неск. изданий и переведена на мн. иностр. языки; в ней изложены основы диалектич. и историч. материализма. При рассмотрении категорий материалистич. понимания истории особое внимание он уделяет анализу проблемы свободы. В кн. "Социализм и этика" ("Socialism and ethics", N. Y., 1943; в рус. пер. под назв. "Марксизм и мораль", М., 1962), а также в работе "Этика и прогресс" ("Ethics and progress", N. Y., 1965) С. дает марксистский анализ проблем нравственности. С. вскрывает науч. несостоятельность бурж. эмпирич. социологии, показывает реакц. характер совр. прагматизма.Соч. в рус. пер.: Прагматизм – философия американского империализма, в сб.: Прогрессивные деятели США в борьбе за передовую идеологию. Сб. переводов, М., 1955; философия в революции, М., 1963.Лит.: История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 148, 162, 226–27, 484–85.В. Леонтьев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.