ПУДГАЛА


ПУДГАЛА
ПУДГАЛА
        (санскр., букв.— индивидуальность, характер, душа), понятие др.-инд. философии, имеющее особое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме — материя (материал), один из видов ад-живы — вечной, несотворённой и неразрушимой недуховной субстанции; физич. основа существующего. П. обладает качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета, звука. Единицей П. является мельчайшая частица — ану (атом). Ану занимает одну точку пространства, но имеет вес и обладает способностью двигаться. П. количественно неизменна, но может иметь определ. состояния, т. е. подвергаться модификациям. Существует шесть модификаций П. различных степеней тонкости, более грубые формы П. образуют всё воспринимаемое органами чувств. Наиболее тонкие формы П., недоступные для наших чувств. образуют различные виды кармич. материи, которая пронизывает душу (дживу) и обусловливает её передвижение.
        В буддизме П.— определ. психич. единство, обладающее благодаря своей оформленности своеобразной «материальностью» и играющее роль человеч. индивидуальности, «Я». Представляет «пережитое» (пережитые ощущения, мысли и т. д.); иллюстрирует положение: «нет существа, которое помнит, но воспоминания и есть существо». Основано на буддийском принципе признания действия вместо субъекта действия, процесса вместо субстанции, теоретич. отрицания души и прак-тич. утверждения личности как психологич. реальности.
        см. к статьям Буддизм, Джайнизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ПУДГАЛА
    ПУДГАЛА (санскр. pudgala; пали puggala— человек, личность, индивид) — понятие философии буддизма, обозначающее реальное, хотя и неопределимое единство личности (пудгала не тождественен скандхам — группе элементов, из которых составлен, но и не отличен от них, он не в них, но в то же время и не вне них). Поскольку анатма-вада отрицала отсутствие в человеке чего-либо постоянного, в буддизме возникла проблема объяснения тождества личности в разные моменты времени, напр. в процессе перерождения. Сторонники доктрины пудгалы (лудгала-вады), ссылаясь на то, чтоБудда назвал пудгалу носителем бремени (пяти скандх), утверждали, чтов отличие от неодушевленных вещей он сохраняет свое тождество в течение времени перерождения, выступая субъектом не только перерождения (саясары) и кармического воздаяния (действующего и вкушающего плоды действия), но и любого психического состояния (“кто” страдания, радости, сострадания). Однако, с точки зрения ортодоксальных буддистов, пудгала не более чем “именование”, условное “обозначение” временной конфигурации физических и психических элементов, не имеющей длящейся объективной реальности.
    В джайнизме пудгала выступает как “материя”, составляющая одно из пяти первоначал вселенной. Образуемая атомами, она формирует тела перерождающихся существ. См. также Джайнекая философия.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ПУДГАЛА" в других словарях:

  • Пудгала — (кит. Жэнь человек). Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • пудгала — (санскр.), пуггала (пали) эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ. филос. школ. Для буддизма пудгала вада была еретич. концепцией, разрабатываемой одной из 18… …   Буддизм

  • ПУДГАЛА-ВАДА —     ПУДГАЛА ВАДА (санскр. pudgalaväda учение об индивиде) общее название группы буддийских школ, разделявших “персоналистическую” доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство… …   Философская энциклопедия

  • ватсипутрия — (санскр., в будд. традиции «последователи Ватсипутры») школа стхавиравады, образовавшаяся около 280 до н. э. Основатель В. был последователем ачарьи Шарипутры одного из учеников Будды и слыл великим знатоком текстов Виная питаки. Канон В. так же …   Буддизм

  • ДЖАЙНИЗМ — одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая,… …   Энциклопедия Кольера

  • “ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА” —     “ТАТТВАРТХАДХИГАМА СУТРА” (санскр. Tattvärthädhigama siltra “Сутра реализации значения первопринципов”) базовый текст джайнской философии и религии, созданный, вероятно, во 2 3 вв. Умасвати (“наставником” аскетов и риторов) и признаваемый… …   Философская энциклопедия

  • ШУНЬЯ-ВАДА —     ШУНЬЯ ВАДА (санскр. sunya vдda учение о пустоте) 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте отсутствии …   Философская энциклопедия

  • Самматия — Ранний буддизм Письменные источники Палийский канон …   Википедия

  • Аджива — (ajiva) – үнділік жайнизм философиясында өлі субстанция (материалдық бастама), ол дживаға (жан, тірі мақұлыққа немесе рухани бастамаға) қарама – қарсы қойылады. Адживаның 4 түрі бар: 1) акаша (кеңістік), 2) дхарма (қозғалысты мүмкін ететін), 3)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • АНАТМАВАДА — [пали , санскр. доктрина лишенности Атмана], доктрина отсутствия «самости», личностного «я» одно из 3 основоположений буддийской философии и религии наряду с признанием универсально онтологического статуса за страданием (духкха) и кинетичностью,… …   Православная энциклопедия