ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ


ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
        антагонистич. противоречия между городом и деревней, присущие всем классово антагонистич. обществ.экономич. формациям и находящие выражение в уровне развития производит. сил, образования, науки, культуры, быта. П. м. г. и д. возникла с появлением города как результата развития производит. сил и обществ. разделения труда и развивалась по мере отделения от земледелия (с. хозяйства) всё новых отраслей производства, концентрирующихся в городах. Содержание П. м. г. и д. существенно меняется с развитием общества, равно как и социально-экономич. содержание противоположных подсистем — города и деревни. Однако всегда П. м. г. и д.— это противоположность между господствующими классами города и трудящимися деревни, между господствующими классами города и деревни, между господствующими классами деревни и трудящимися города.
        История П. м. г. и д.— это история подчинения и эксплуатации деревни городом. К. Маркс писал, что уже в ср. века «...город повсюду и без исключения эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым купеческим обманом и своим ростовщичеством», хотя деревня в то же время «...эксплуатирует город политически повсюду, где феодализм не был сломлен исключительным развитием городов, как в Италии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 365).
        Полного развития П. м. г. и д. достигает в условиях капитализма, когда город подчиняет деревню во всех отношениях — экономическом, политическом, культурном. Капиталистич. отношения в деревне развиваются под громадным, решающим воздействием города. Хотя роль городов в истории человечества весьма значительна со времён античности, их доля в населении мира до 19 в. была ничтожной (см. табл. в ст. Урбанизация). В дальнейшем город растёт за счёт деревни, гор. население — за счёт сельского. «По самой своей природе капиталистический способ производства постоянно уменьшает земледельческое население сравнительно с неземледельческим, так как в промышленности... возрастание постоянного капитала за счет переменного связано с абсолютным возрастанием переменного капитала, несмотря на его относительное уменьшение. Наоборот, в земледелии переменный капитал, требуемый для обработки данного участка земли, уменьшается абсолютно; следовательно, возрастание переменного капитала возможно лишь тогда, когда подвергается обработке новая земля, а это опять-таки предполагает еще большее возрастание неземледельч. населения» (Маркс К., там же, с. 187; см. также В. И. Ленин, т. 3, с. 24—25). Разного рода стеснения свободы капиталистич. развития в интересах ранее господствовавших земельных собственников, пережитки феодализма, препятствующие росту городов, преодолеваются гор. буржуазией путём переноса своей пром. деятельности в деревню. По выражению В. И. Ленина, «мужика не пускают на фабрику,— фабрика идет к мужику» (там же, с. 524).
        Капиталистич. развитие ведёт к концентрации богатства и культуры в городах, нищеты и невежества в деревне. «Города все более и более эксплуатируют деревни, отнимая лучшие рабочие силы у сельских хозяев, высасывая все большую долю богатства, производимого сельским населением...» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 91).
        Идея ликвидации П. м. г. и д. была выдвинута социалистами-утопистами и получила науч. обоснование в марксистско-ленинской теории. Уничтожение П. м. г. и д.— программное требование науч. коммунизма. «...Решительное признание прогрессивности больших городов в капиталистическом обществе нисколько не мешает нам включать в свой идеал... уничтожение противоположности между городом и деревней... Это необходимо для того, чтобы сделать эти сокровища (науки и искусства.— Ред.) доступными всему народу, чтобы уничтожить отчужденность от культуры миллионов деревенского населения...» (Ленин В. И., там же, т. 5, с. 150).
        В совр. условиях П. м. г. и д. зависит от социально-экономич. строя и уровня развития разных стран.
        В развитых капиталистич. странах П. м. г. и д. сохранилась, однако формы её изменились. Доля деревни в населении и производстве резко снизилась. Деревня стала преимущественно несельскохозяйственной (занятые вс. хозяйстве составляют меньшинство даже среди сел. жителей). Уровень образования и быт сел. жителей приблизились к городскому. Техника, технология и организация с.-х. производства подверглись преобразованию на базе науч.-технич. прогресса. Деревня стала последовательно капиталистической с преимущественным товарным производством. Однако в принципе неизменными остались эксплуатация деревни городом и существ. отставание деревни по уровню материальной и особенно культурной жизни. Доходы с.-х. населения существенно ниже, чем несельскохозяйственного. Для совр. с. хозяйства развитых капиталистич. стран характерна жестокая конкуренция, разорение мелких сел. хозяев, уменьшение числа хозяйств. Правительства ряда капиталистич. стран с исторически сложившимся мелким землевладением проводят политику капиталистич. рационализации с. хозяйства, ликвидации мелких хозяйств (Франция, ФРГ). Производители с.-х. продукции подвергаются эксплуатации со стороны монополий и бурж. государства (с помощью неэквивалентного обмена, налогов и др.).
        В развивающихся странах, идущих по капиталистич. пути, П. м. г. и д. ближе всего к её типу, исследованному основоположниками марксизма-ленинизма. Существ. особенность многих из этих стран — сверхурбанизация, т. е. избыточный рост гор. населения (в сравнении с возможностями занятости) за счёт притока сел. населения. Это явление обычно сочетается с агр. перенаселением.
        Победа социализма приводит к ликвидации П. м. г. и д. и создаёт условия для преодоления существ. различий между ними. Процессы всестороннего сближения города и села происходят во всех странах мировой социалистич. системы. Наиболее богат в этом отношении опыт СССР. Начиная с 1-й пятилетки (1929—32) для СССР характерна очень быстрая урбанизация, неразрывно связанная с индустриализацией страны. Темпы урбанизации в СССР были существенно выше, чем в развитых капиталистич. странах.
        Принципиальное значение в ликвидации противоречий между городом и деревней имела коллективизация с. хозяйства, которая ускорила распространение в деревне пром. труда, гор. форм быта и культуры. Этот процесс непрерывно расширялся в результате специализации и концентрации с. хозяйства, межхоз. кооперации, сближения двух форм социалистич. собственности — государственной и колхозно-кооперативной. Крупные сдвиги в сближении города и деревни произошли в 60— 70-х гг. Изменилась социально-классовая структура: значительно возросла доля рабочих и служащих и уменьшилась доля колхозников. Произошло значит. сближение социально-экономич. положения колхозников и рабочих. Оплата труда в колхозах в 1965 была перестроена и приблизилась по размерам к оплате труда в совхозах, причём в гос. секторе с. хозяйства она росла быстрее, чем во всех др. отраслях нар. хозяйства. Было введено пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников. Деревня существенно сблизилась с городом по образоват. и культурному уровню населения. Введение всеобщего ср. образования позволило выровнять уровень образования всей молодёжи страны. Большая работа проводится по преобразованию жил. хозяйства села и быта сел. населения. Подобные процессы происходят и в др. социалистич. странах.
        Однако при социализме ещё сохраняются существ. различия между городом и деревней, преодоление которых требует длит. времени. Кроме того, существуют некоторые естеств. отличия деревни от города (использование земли как осн. средства производства в с. хозяйстве, сезонность работ, некоторые черты образа жизни и т. д.). Важное социально-экономич. отличие совр. сов. деревни от . города — в существовании в деревне личного подсобного хозяйства, имеющего большое значение в доходах сел. семьи. Программным требованием, научно обоснованным марксизмом-ленинизмом, является стирание социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней в ходе строительства коммунистического общества.
        см. также Классы.
        Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и «критики Маркса», там же, т. 5; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 27; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Яхиел Н., Город и деревня, пер. с болг., М., 1968; Надель С. Н., Социальная структура совр. капиталистич. деревни, М., 1970; Арутюнян Ю. В., Социальная структура сел. населения СССР, М., 1971; Семин С. И., Преодоление социально-экономич. различий между городом и деревней, М., 1973; Рывкина Р. В., Образ жизни сел. населения, Новосиб., 1979; Якушов А. И., Преодоление существ. различий между городом и деревней в условиях развитого социализма, М., 1979.
        В. И. Переведенцев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ПРОТИВОПОЛО́ЖНОСТЬ МЕ́ЖДУ ГО́РОДОМ И ДЕРЕ́ВНЕЙ
объективно обусловленный в антагонистич. формациях отрыв деревни от города в социально-экономическом и культурно-бытовом отношениях. "Город... представляет собой факт концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей, между тем как в деревне наблюдается диаметрально противоположный факт – изолированность и разобщённость" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 50). П. м. г. и д. органически связана с противоположностью классов, но не сводится к ней (в антагонистич. обществе в городе и деревне имеются и классы эксплуататоров, и классы трудящихся).
П. м. г. и д. возникает в рабовладельч. обществе, после появления частной собственности и раскола общества на классы в связи с развитием производит. сил и обществ. разделения труда. Города возникают и растут как центры пром-сти, торговли, управления, культуры, что было объективно неизбежным и прогрессивным явлением. Города стали центрами цивилизации, они дали первые образцы демократии, нар. движений, науки. Города Египта, Индии, Китая, Греции, Италии остались в истории как вехи человеч. прогресса.
П. м. г. и д. выступает прежде всего как противоположность между господствующими, имущими классами города и неимущими трудящимися деревни. Вместе с тем трудящиеся города также отличаются от трудящихся деревни по характеру труда, образу жизни, быту, культуре, хотя они не эксплуатируют тружеников деревни. Сложившаяся в антагонистич. обществе социально-экономич. П. м. г. и д. в целом включает: 1) противоположность в уровне развития производит. сил, прежде всего между с.-х. и пром. трудом; 2) противоположность между умств. и физич. трудом (см. тамже, с. 49). Город отличается от деревни по уровню образования, науки, культуры, медицинского обслуживания населения, быту, образу жизни.
Отношения П. м. г. и д. в ходе истории претерпевают изменения и развитие. В рабовладельч. Странах подавляющее большинство населения сосредоточено в деревне, к-рой противостоит город – центр сосредоточения класса рабовладельцев. С переходом к феодализму города растут в экономич. и бытовом отношении, по численности населения. В условиях средневековья "...город повсюду и без исключений эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым купеческим обманом и своим ростовщичеством" (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 365). То, что класс феодалов в значит. части сосредоточивается в вотчинах и поместьях (хотя связующим их центром остается город), не ослабляет социально-экономич. и культурно-бытовой П. м. г. и д.
Капитализм, перенимая сложившуюся П. м. г. и д., расширяет и обостряет ее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 81–82). Это проявляется не только внутри капиталистич. стран, но и на междунар. арене как противоположность между промышленно и культурно развитыми метрополиями и колониальными и полуколониальными странами. В результате бурного развития капитализма растет роль города как центра цивилизации и прогресса, процесс урбанизации приводит к огромному увеличению гор. населения и значит. уменьшению сел. населения. В городе развивается рабочий класс.
По мере развития капитализма во взаимоотношениях между городом и деревней происходят существ. изменения.
В капиталистич. аграрно-индустриальных странах, особенно где в деревне сохраняются остатки феодализма, совр. П. м. г. и д. еще более обостряется. С.-х. трудом занята значит. часть населения. Так, в Испании в с. х-ве занято 41,5% самодеят. населения, в Португалии – 43% (1960). В индустриально-аграрных и индустриальных странах (Италия, Франция, ФРГ и др.), где сохраняются латифундии, юнкерские х-ва и е. х-во развивается не по фермерскому, а по деревенскому типу, положение мелких и средних крестьян неустойчиво. Труд таких крестьян отличается от пром. труда, но по ряду черт произ-ва, культуры и быта часть крест, х-в прогрессирует. В ФРГ в с. х-ве занято 14% самодеят. населения (1961), во Франции – 21% (1962), в Италии – 26,5% (1962). В США с. х-во сложилось на свободной от феодализма почве. Фермерский тип с. х-ва утвердился также в Швеции и нек-рых др. странах. В таких странах нет деревни как населенного пункта, состоящего из совокупности дворов мелких, средних и крупных крестьян. С. х-во представлено капиталистич. крупными фермерами, эксплуатирующими с.-х. рабочих, средними и мелкими фермерами. В США, напр., сильно сократились масштабы П. м. г. и д., поскольку в с.-х. произ-ве господствует крупный капитал, а самодеят. население, занятое в с. х-ве, уменьшилось до 6,5% (1960). Но вместе с тем с.-х. рабочие, особенно негры, находятся в тяжелых условиях по сравнению с рабочими города. Мелкие и средние фермеры, живущие гл. обр. за счет собств. труда, хотя и мало отличаются по бытовым и культурным условиям от мелких гор. бизнесменов, но в социально-экономич. отношении по-прежнему эксплуатируются городом различными путями и приемами (см. М. Харрингтон, Другая Америка, М., 1963, с. 56–57).
На междунар. арене в совр. эпоху в результате распада колониальной системы происходит коренное изменение и последоват. устранение противоположности между мировым империалистич. городом и ранее колониальной и полуколониальной мировой деревней.
Подавляющее большинство молодых суверенных гос-в еще не вырвалось из мирового капиталистич. х-ва, хотя и занимает там особое место. "Это – все еще эксплуатируемая капиталистическими монополиями часть мира.
Пока эти страны не покончат с экономической зависимостью от империализма, они будут играть роль "мировой деревни", останутся объектом полуколониальной эксплуатации" (Программа КПСС, 1961, с. 45). В то же время внутри развивающихся стран до перехода их на путь демократич. и социалистич. преобразований сохраняется и выступает на первый план противоположность между более развитым, но малочисленным городом и отсталой деревней с ее многочисл. населением (в странах Азии и Африки в деревне живет 80–90% населения). В таких странах (большей частью в городе) преобладают капиталистич. элементы, а в деревне – феод., полуфеод. и даже родовые.
Социализм открывает путь ликвидации П. м. г. и д. Материальные и идеологич. предпосылки для устранения этой противоположности, к-рые подготавливаются в недрах капитализма, реализуются при социализме. Социалистич. рабочий класс и в целом город организуют социально-экономич. и культурно-бытовой подъем деревни. Социалистич. кооперирование крестьянства создает возможность для его экономич. и культурного развития. Экономич. основой ликвидации П. м. г. и д. является создание материально-технич. базы социализма в городе и деревне, духовной предпосылкой – осуществление культурной революции. Темпы и масштабы ликвидации при социализме П. м. г. и д. зависят прежде всего от уровня развития страны.
В странах социализма значительно возросла численность гор. населения и соответственно сократилось сел. население. В ГДР в городах жило 73.1% населения (1965), на Кубе – 57% (1962). В Болгарии гор. население составляло в 1920 – 19,9%; в 1965 – 46,2%; в Венгрии в 1920 – 35,3%; в 1965 – 43,1%; в Польше в 1931 – 27,4%; в 1965 – 49,7%. В с. х-ве было занято: в ГДР – 17% самодеятельного населения (1963), в Чехословакии – 23% (1962), в Венгрии – 38,5% (1960), в Польше – 47,5% (1960), в Югославии – 57% (1961).
В СССР в результате построения социализма ликвидирована П. м. г. и д. По социально-экономич. и культурно-бытовому уровню деревня приблизилась к городу. Изменилось соотношение гор. и сел. населения. Так, в сел. и лесном х-ве в СССР работало в 1913 – 75%; в 1940 – 54%, в 1950 – 48%, в 1960 – 39%, в 1964 – 33% населения. Однако в СССР еще сохранились социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, не носящие уже антагонистич. характера. Слишком велика была в царской России пропасть между городом и деревней. Успехи СССР в приближении деревни к городу были бы намного значительнее, если бы не наличие сложной междунар. обстановки, что требовало особого внимания к тяжелой и оборонной пром-сти. Ущерб нанес также ряд серьезных ошибок в руководстве с. х-вом (нарушение экономич. законов развития социалистич. произ-ва, принципов материальной заинтересованности). Имелись также ошибки в планировании, финансировании и кредитований с. х-ва, в политике цен. Мало выделялось капиталовложений на производств. и культурно-бытовое строительство, слабо укреплялась материально-технич. база с. х-ва. Меры по устранению этих недостатков, намеченные Мартовским (1965) пленумом ЦК КПСС и ХХIII съездом КПСС (1966), открывают широкие перспективы для развития с. х-ва, для дальнейшего подъема деревни до уровня города.
В период построения коммунизма будут преодолеваться существующие различия между городом и деревней. "При коммунизме... по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, бытовым условиям, степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города" (там же, с. 63).
Лит.: Mapкс К., Капитал, т. 3, гл. 47; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Maркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его же, Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Проект Программы РКП(б) (февраль–март 1919), там же, т. 29; его же, Великий почин, там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Странички из дневника, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Хлебников И. П., Существ. различия между городом и деревней и пути их преодоления, М., 1960; Курылев А. К., О ликвидации социально-экономич. и культурно-бытовых различий между городом и деревней, М., 1961; Семенов В. С., Проблема сближения города и деревни, в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964.
В. Семенов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Смотреть что такое "ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ" в других словарях:

  • Противоположность между городом и деревней —         антагонистические противоречия между Городом и деревней (См. Деревня), присущие всем классово антагонистическим общественно экономическим формациям и находящие выражение в уровне развития производительных сил, образования, науки, культуры …   Большая советская энциклопедия

  • Преодоление различий между городом и деревней — Город и деревня, как разные типы поселений, исторически сложились в результате общественного разделения труда. Основным отличительным признаком их следует считать род занятий населения. В городе жители заняты преимущественно ремеслом,… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ —         противоположность интересов людей, занятых физич. трудом и умств. трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития обществ. разделения труда, когда утвердилось господство частной собственности и появились антагонистич. классы, т …   Философская энциклопедия

  • Деревня — (вероятно, от др. рус. «деру, драть» расчищать землю от леса, распахивать целину)         В узком, исторически сложившемся в русском языке значении термина небольшое земледельческое поселение, один из видов сельских населённых пунктов; название… …   Большая советская энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА — (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА —         Термин «Р. т.» употребляется в обществ. науках в неодинаковом значении. Обществ. Р. т. обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определ. труппами людей… …   Философская энциклопедия

  • КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА — Подлинно науч. понимание природы социального расчленения общества, определение сущности обществ. классов и клас. борьбы дает марксизм ленинизм. Характеризуя клас. деление в эксплуататорском обществе и вырабатывая науч. определение классов, В. И.… …   Советская историческая энциклопедия

  • КРЕСТЬЯНСТВО — (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… …   Советская историческая энциклопедия

  • "КАПИТАЛ" — главный труд Маркса, к рый раскрывает экономич. законы движения капитализма и доказывает неизбежность его гибели и победы социалистич. революции. Ленин говорил о К. как о ... величайшем политико экономическом произведении нашего века... (Соч., т …   Философская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА — распределение различных видов труда, связанных друг с другом, и дополняющих друг друга, между людьми и группами людей, участвующими в хоз. деятельности. Марксистская политэкономия различает Р. т.: общее разделение обществ. произ ва на его крупные …   Советская историческая энциклопедия