- ПРЕСТИЖ
- ПРЕСТИЖ
-
социальный (франц. prestige, первонач.— обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и т. п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. Носителем П. с. в конечном счёте выступает личность. Объективной основой признания привлекательности или значимости социального качества является реальный вклад в удовлетворение той или иной обществ. потребности, но в обществ. мнении оценка этого вклада опосредствуется социально-психологическими факторами и может подвергаться искажениям.До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому),— необычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем метафорически применялось к деятелям литературы и искусства. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и др. лидеров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение моды и т. п. явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с обладателем П., и это часто заставляет стремиться к престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д. Неофрейдизм исходит из того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нём под-сознат. неуверенности в собств. ценности и безопасности, тем сильнее, как контр-баланс, проявление стремления к П. По мнению Мида, поскольку другие — это «зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности — уважение к себе, гарантированное уважением других людей.Марксистская социология исходит из того, что основы П. определяются системой обществ. отношений, а господствующая в обществе система ценностей предопределяет критерии оценивания и обусловливает высоту П.Динамику П. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора. Однако П. поддаётся эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т. п. Изменение П. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению П. в его интересах.Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий, насел. пунктов и т. д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодёжи, отношение рабочих к труду и социальную мобильность. Изучение П.— необходимое условие социального прогнозирования и воздействия на динамику П. в интересах общества.Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М-, 1966; Здравомыслов А. Г. и Ядов В. А., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М., 1966; Человек и общество. Сб. [Л.), 1967; Рубинов А. 3., Лестница П., М., 1976; Черноволенко В. Ф., Осеовский В. Л., ?аниотто В. И., П. профессий и проблемы социально-профессион. ориентации молодежи (опыт социологич. исследования), К., 1979; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y., [1959].
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.