- ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
-
идеалистич. направление в нем. философии и психологии 1-й трети 20 в. Восходит к работам Дильтея, видевшего в «понимании», интуитивном постижении некрой духовной целостности специфич. метод «наук о духе» в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению» как методу «наук о природе». Согласно Дильтею, должна быть разработана новая, отличная от традиционной «описательная» психология, исходным принципом которой должен стать самый феномен непосредственно переживаемой внутр. связи душевной жизни. Связь эта трактуется Дияьтеем как телеологическая, описание её структуры и должно стать предметом П. п. Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Шпрангера, который ввёл термин «П. п.». Принципы П. п. оказали заметное влияние на отд. представителей экзистенциализма (Ясперс, Хайдеггер, Ортега-и-Гасет), на формирование понимающей социологии М. Вебера, а также герменевтики Гадамера и Рикёра.Дильтей В., Описат. психология, пер. с нем., М., 1924; Шпрангер Э., Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: Педология юности, М.— Л., 1931; Выготский Л. С., Развитие высших пснхич. функций, M., 1960; Gruble H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПОНИМА́ЮЩАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
(Verstehende Psychologie) – идеалистич. направление в философии и психологии (гл. обр. немецкой), получившее распространение в 1-й четв. 20 в. Термин "П. п." предложен Шпрангером. П. п. исходит из гетерогенности низших (чувственных) и высших (рациональных) форм познания. В основе П. п. лежит тезис Дильтея о разделении наук на "науки о духе" и "науки о природе" и о принципиальном различии двух методов познания – причинно- с л е д с т в . о б ъ я с н е н и я в естеств. науках и "п о н и м а н и я" – непосредств. интуитивного постижения созданных культурой ценностей – в науках гуманитарных. У Дильтея "понимание" трактуется как "вчувствование в объект познания". Шпрангер, полемизируя с этим тезисом, выводит "понимание" из надиндивидуальных сущностей, прежде всего – из истории культуры. Подробнее об этом см. в ст. Шпрангер.Лит.: Дильтей В., Описательная психология, пер. с нем., М., 1924; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Störring G., Die Frage der geisteswissenschaftlichen und verstehenden Psychologie, Lpz., 1928; Spranger E., Lebensformen, 8 Aufl., Tübingen, 1950; Jaspers K., Allgemeine Psychopathologie, 8 Aufl., В., 1965; Gruhle H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948.М. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.