- ПЛИФОН
- ПЛИФОН
-
Плетон (??) Георгий Гемист (ок. 1355, Константинополь, — 25.6.1452, Мистра), визант. философ-платоник, учёный н политич. деятель. Преподавал философию в Мистре. Разработал проекты широких политич. реформ, призванных вывести Грецию из кризиса визант. государственности и вернуть её к исконным, антич. началам (врус. пер. см. «Речи о реформах», «Византийский временник», 1953, т. 6). В 1438—39 П., участвуя в работе Феррарско-флорентийского собора, сблизился с итал. гуманистами, активно пропагандировал греч. философию (платонизм) и науку. Его влияние породило замысел создания платоновской Академии во Флоренции.Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластич. методологии, П. стремился сконструировать новую, универс. религ. систему, которая противостояла бы существующим монотеистич. вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-рим. язычеством; в его религ.-политич. утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и др. божествам греч. пантеона (в1460 это соч. было сожжено патриархом Георгием Схоларским как безбожное). Христ. концепции благодати П. противопоставлял резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. Выступал с критикой Аристотеля («О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном», 1540). П. доводил до предельного обострения вольнодумные тенденции обновлённого Михаилом Пселлом визант. неоплатонизма. Вслед за П. ряд мыслителей выдвигал переосмысленный платонизм в качестве альтернативы офиц. религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и Гёте).Тatakis B. N., La Philosophie byzantine, P., 1949; Masai F., Plettion et la platonisme de Mistra, P., 1956.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПЛИФОН
-
(Πλήϑων; в другом произношении Плетон), Гемист Георгий (р. ок. 1355 – ум. 1452) – визант. философ-платоник, ученый и политик, деятель, энтузиаст возрождения античной культуры. Преподавал философию в Мистре (Пелопоннес). Разработал проекты широких политич. реформ (централизация управления, меры против засилья монастырей и т.д.), призванных вывести Грецию из кризиса визант. государственности и вернуть ее к исконным, античным началам (в рус. пер. см. "Речи о реформах", пер. и предисл. Б. Т. Горянова, "Визант. временник", 1953, т. 6). В 1438–39 П., участвуя в работе Феррарско-Флорентийского собора, использовал пребывание в Италии для сближения с гуманистами и активной пропаганды греч. философии (платонизма) и науки. Его влияние породило замысел создания Академии платоновской во Флоренции. По возвращении в Мистру продолжал возглавлять филос. кружок.Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластич. методологии, П. стремился сконструировать новую универсальную религ. систему, к-рая противостояла бы существующим монотеистич. вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-рим. язычеством. Христианской концепции благодати П. противопоставлял резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. С наибольшей откровенностью П. выразил свои антихристианские идеалы в религ.-политич. утопии "Законы" (отрывки см. – "Traité des lois..., [éd.] par С. Alexandre", P., 1858), где предусмотрены, богослужения Зевсу и др. божествам греч. пантеона. В 1460 это сочинение было сожжено патриархом Георгием Схоларским как безбожное.П. выступил с критикой Аристотеля в трактате "О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном" (изд. на греч. яз. В. Donati, Venetiis, 1540; на лат. яз. – De Platonicae atque Aristotelicae philosophiae differentia libellus, Basileae, 1574; напечатано также в кн.: Migne J.-P. [ed.], PS, t. 160, P., 1866). По своему содержанию это "критика справа", с позиций крайнего идеализма. П. нападал на Аристотеля за деперсонализацию представлений о божестве, за отказ от недвусмысленного признания бессмертия души и т.п. С другой стороны, в конкретной ситуации эпохи выступление против Аристотеля и в защиту неоплатонически интерпрети-рованного Платона имело дополнит. антисхоластич. смысл. П. опирался на длительную традицию обновленного Михаилом Пселлом визант. неоплатонизма, но доводил до предельного обострения его вольнодумные тенденции. С него берет начало длинный ряд мыслителей, выдвигавших переосмысленный платонизм в качестве альтернативы к официальной религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и Гёте).Лит.: Попов Б. С., Георгий Гемист Плифон, его политич. деятельность и мировоззрение, М., 1946–47 (Дисс); Tatakie В. N., La philosophie byzantine, P., 1949; Schultze F., Geschichte der Philosophie der Renaissance, Bd 1, Jena, 1874; Masai F., Pléthon et la platonisme de Mistга, P., 1956.С. Аверинцев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ПЛИФОН
-
ПЛИФОН, Плетон (Πληθών) Георгий Гемист (ок. 1355, Константинополь — 25 июля 1452, Мистра) — византийский философ-платоник, ученый и политический деятель. Преподавал философию в Мистре. Разработал проекты широких политических реформ, призванных вывести Грецию из кризиса византийской государственности и вернуть ее к исконным, античным началам (в рус. пер. см. “Речи о реформах”.— “Византийский временник”, 1953, т. 6). В 1438—39 Плифон, участвуя в работе Феррарско-флорентийского собора, сблизился с итальянскими гуманистами, активно пропагандировал греческую философию (платонизм) и науку. Его влияние породило замысел создания платоновской Академии во Флоренции.Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластической методологии, Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством; в его религиознополитической утопии “Законы” предусматривались богослужения Зевсу и др. божествам греческого пантеона (в 1460 это сочинение было сожжено патриархом Георгием Схоларием как безбожное; сохранились фрагменты). Христианской концепции благодати Плифон противопоставил резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. Выступал с критикой Аристотеля (“О проблемах, по которым Аристотель расходился с Платоном”, 1540). Плифон доводил до предельного обострения вольнодумные тенденции обновленного Михаилом Пселлом византийского неоплатонизма. Вслед за Плифоном ряд мыслителей выдвигал переосмысленный платонизм в качестве альтернативы официальной религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и Гете).Соч.: MPG, t. 160; Traité des lois, ou recueil des fragments, en partie inédits, de cet ouvrage, par C. Alexandre. P., 1858 (repr., Amst., 1966). Лит.: TatakisB. N. La philosophie byzantine. P., 1949; MasaiP. Pléthon et la platonisme de Mistra. R, 1956.С С. Аверинцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.