- ПИЕТИЗМ
- ПИЕТИЗМ
-
(от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма кон. 17—18 вв., тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и догматич. окостенение протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике, подчёркивая при этом значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635—1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663—1727), превратившего Галле в центр П. В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666—1714), давшего в своей «Непартийной истории церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen- uad Ketzerhistorie», ?? l—4, 1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл отражение в творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение для Гамана, Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и фи-лос. постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине.Нечаев П., П. и его история, значение, М., 1873; Ritsсhl ?., Geschichte des Pietismus, Bd 1-—3, Bonn, 1880— 1886; Pietismus und Rationalismus, hrsg. M. Beyer-Frohlich, Lpz., 1933.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПИЕТИЗМ
-
(от лат. pietas – благочестие) – направление в нем. протестантизме конца 17 – нач. 18 вв. П. противопоставил себя ортодокс. богословию и церк. жизни как возрождение первонач. идей Реформации и Лютера. Будучи реакцией на рационализацию протестантского богословия, П. представлял собой типичное религ. движение, стремившееся к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. мистицизму, реализуя его в рамках и формах протестантизма. В то же время П. был нем. вариантом религ. движения, прошедшего в 17–18 вв. по всей Европе вне конфессиональных границ и стремившегося к углублению веры (учения Молиноса, Ж. де Лабеди, методизм в Англии и т.д.).Осн. линия развития П. (в лютеранстве) связана с именами Ф. Я. Шпенера ("Pia desideria", Fr./M., 1675) и А. Г. Франке. На начальной стадии П. выступал в основном как религ.-практич. течение, не касающееся существа богословских догм, со след. особенностями:1) упором на эмоц. личное переживание связи с божеством в противовес рационалистич. вероучению ортодокс, теологов – отсюда культ чувства в П. и внимание к человеч. психологии; 2) призывом к практич. следованию принципам христ. морали; 3) возвращением к ранне-лютеровскому положению о "всеобщем священстве" в противовес резкому отделению духовенства от массы верующих. С деятельностью Франке в Галле, ставшем центром П., наступил период догматич. закостенения П. и систематизации его осн. принципов. След. положения П. (как они выявились в полемике проф. А. Ланге из Галле и ортодокс. богослова В. Э. Лёшера) противоречили офиц. вероучению: истинно только богословие возрожденных (П. подчеркивал необходимость для обретения благодати наряду с крещением и личного возрождения); для оправдания веры нужны добрые дела; перфектизм – вера в возможность достичь относит. совершенства; хилиазм; отвержение нравственно-безразличных дел, что вело к осуждению развлечений, театра и т.п.В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда, давшего в своей "Непартийной истории церкви и еретиков" (G. Arnold, Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie, Tl 1–4, Fr./M., 1729) резкую критику церк. жизни, впервые пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчетливо выразившего демократич.-социальную сторону П.: стремление к социальному равенству, идею полной религ. терпимости, сведенные на нет галльской кодификацией П.П. вместе с сопутствующими ему мистикой и теософией 18 в. противостоял рационалистич. философии Просвещения. Пиетистами были И. Я. Мозер, Гаман, Лафатер. П. оказал известное влияние на Гердера и Гёте (понимание мира как органического целого) и был одним из течений, подготовивших нем. романтизм. П. восприняли Ваккенродер, Новалис; идею личной религии развивал Шлейермахер. Как течение П. перестал существовать в конце 18 в. Возрождавшийся в виде отд. очагов в 19 в. (особенно в Вюртемберге) П. имел мало общего с П. 17–18 вв.В целом П. с его противопоставлением внешней, догматич. стороне религии ее субъективной, эмоц. стороны, акцентированием роли индивидуального переживания в религии явился своеобразной формой религ.-этич. приспо-собления личности к сложившейся системе бурж. обществ. отношений, чем и определяется его консервативный характер.Лит.: Нечаев П., П. и его историч. значение, М., 1873; Sclimid H., Die Geschichte des Pietismus, Nördlingen, 1863; Ritschl Α., Geschichte des Pietismus, Bd 1–3, Bonn, 1880–86; Jüngst J., Pietisten, Tübingen, 1906; Pietismus und Nationalismus, hrsg. von M. Beyer–Frölich, Lpz., 1933 (Deutsche Selbstzeugnisse, Bd 7); Ρinson К. S., Pietism as a factor in the rise of German nationalism, N. Y., 1934; Salomies I., Der Hallesche Pietismus in Rußland zur Zeit Peters des Großen, Hels., 1936.Ал. В. Михайлов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ПИЕТИЗМ
-
ПИЕТИЗМ (от лат. pietas — благочестие) — 1) религиозномистическое настроение, поведение, глубокое религиозное благочестие; 2) мистическое течение кон. 17—18 в., возникшее как реакция на формализм лютеранского богословия и как антитеза рационализму и деизму. Тяготея к традиционному мистицизму и реализуя его в рамках протестантизма, приверженцы пиетизма рассматривали его как возрождение якобы преданных забвению идей Реформации и М. Лютера. Основатель пиетизма лютеранский пастор Ф. Я. Шпенер (1635—1705) ставил религиозные чувства выше религиозных догматов, отвергал церковную обрядность. Шпенер и его последователи выступали за оживление религиозной жизни через развитие внутреннего мира верующих и аскезы, подчеркивали необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести Божественную благодать. Несмотря на противодействие ортодоксальных лютеранских теологов, пиетизм приобрел немало сторонников, в т. ч. и вне лютеранства. В определенной мере он способствовал возникновению ряда религиозных сект (методистов, сведеборгиан и др.). Традиции пиетизма сохраняются среди консервативных течений протестантизма и сегодня.Ф. Г. Овсиенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.