НАВЬЯ-НЬЯЯ


НАВЬЯ-НЬЯЯ
НАВЬЯ-НЬЯЯ
        (санскр.— новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, — в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики. Основоположник Н.н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в котором впервые появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара, Рагхунатха Широмани, автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н. Матхуранатха Таркавагиша (17в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.
        Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы Н.-н., не ограничиваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отношений между самими вещами. В духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями или цельными образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности процесса доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из предыдущих стадий доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к результатам, которые были достигнуты в аристотелевской логике, а в некоторых случаях опередила её и даже математич. логику (напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов по Н.-н. находились на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств. языком. Вместе с тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто вынуждены были оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич. конструкциями. Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и эпистемологии.
        Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Инголлс Д. Г. X., Введение в инд. логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattvacinta-mani-rahasya, Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the Tattva-cintamani, Dordrecht, 1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l a l D. K., The NavyaNyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in Navya-Nyaya philosophy, Camb. (Mass.), 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НАВЬЯ-НЬЯЯ
    НАВЬЯ-НЬЯЯ (сакскр. navya-nyaya) — школа логики, сформировавшаяся в Индии в 13 в. в рамках религиозно-философского направления ньяя и просуществовавшая до второй половины 17 в. Основоположник школы — Гангеша. Основным текстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была “Таттва-чинтамани” Гангеши, который называл свое учение “новой” ньяей, в отличие от “старой” традиции, идущей от “Ньяя-сутр” Гаутамы-Акшапады. В “Таттва-чинтамани” рассматриваются проблемы эпистемологии (в основу структуры текста легли четыре источника достоверного знания, принимавшиеся в ньяе,— восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета) и философии грамматики. Созданные Гангешей новые методы логического анализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 1475—1550). К школе принадлежали также Джаядева (Мишра) Пакшадхара (1425—1550), МатхуранатхаТаркавагиша (ок. 1600—75), Джагадиша (16 в.), Лаугакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (17 в.), внесшие вклад ”уточнение терминологии и формализацию логики.
    Гангеша в “Татгва-чинтамани” после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяяти (“отношения проникновения” терминов умозаключения) и предложил собственные четыре. В школе развивались концепции и других видов логических отношений, в частности отношения контакта (самйога), присущности обладания (самавая) и видового отношения (сварупа-самбандха) — два последние напоминают отношение класса и его элемента в математической логике и предицирование у Аристотеля. Разделом теории отношений навья-найяиков является концепция “парьяпти-самбандха” — отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-найяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия (абхава), спецификаторов-определителей, абстрактных свойств, попарных “обнаруживателей” — “обнаруживаемых” и ограничителей, предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать в рассуждении эти термины, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые проблемы, в частности они понимали истинностно-функциональный характер логических связок “и” и “или” и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана. В 17 в. навья-найлики отходят от проблем эпистемолсгии и грамматики, сосредоточиваясь на формально-логических проблемЕК.
    Лит.: ИнголлсД. Г. X. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., 1974.
    ff. А. Канаееа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "НАВЬЯ-НЬЯЯ" в других словарях:

  • Навья-ньяя — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Навья-Ньяя — Позднее продолжение индийской школы ньяя. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • НАВЬЯ-НЬЯЯ —         (новый метод, новая логика) философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII в. великим логиком Гангешей в его труде Таттвачинтамани , т. е. Самоцвет категориального мышления . Жива до наст, вр., преподается и… …   Словарь индуизма

  • Ньяя — (санскр. – ереже, негіз, әдіс, қорытынды, логика) – үнді философиясындағы алты ортодоксальды жүйелердің (даршандардың) бірі. Оның негізін қалаушы Гаутама (Готама). Ол осы ағымның басты шығармасы – «Ньяя сутра» деген кітапты жазды деп есептеледі.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Ньяя — (санскр., буквально правило, канон, логика вообще)         одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед (См. Веды)) систем индийской философии. Различают «первоначальную» Н., исходным текстом которой была «Ньяя сутра» Гаутамы (2 в …   Большая советская энциклопедия

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • Рагхунатха Широмани — রঘুনাথ শিরোমণি Дата рождения: 1477 год(1477) Место рождения: Навадвип, Индия Дата смерти: 1547 год …   Википедия

  • АБХАВА —     АБХАВА (санскр. abhàva небытие, несуществование) в индийской философии небытие, отсутствие, отрицание как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Размышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ЛОГИКА — оригинальная форма логики, возникшая в Индии независимо от развития логики в Европе. Различают три периода И. л.: первый – приблизительно 6 в. до н.э. – 2–3 вв. н.э., когда в связи с оживленными дискуссиями между представителями различных… …   Философская энциклопедия

Книги