«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»


«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»
«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»
        (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфич. черт совр. общества. В области социально-экономической «М. о.» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией обществ. жизни, распространением средств массовой коммуникации и «маисовой культуры».
        Истоки теорий «М. о.» — в консервативно-аристократич. критике бурж.-демократич. преобразований в Европе и Америке в 18—19 вв. Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. Г. А. Бональд выступили против разрушения ср.-век. обществ. групп и корпораций, что, по их мнению, превращает общество в массу изолированных индивидов. Ясно сознавая неизбежность «нового порядка», Токвиль использовал идею «М. о.» для характеристики бурж. общества с точки зрения соотношения в нём свободы и равенства и показал, что централизация и бюрократизация, осуществляемые во имя равенства в борьбе с феод. аристократией, приводят к установлению контроля бурж. государства над всеми сферами обществ. жизни и удушению свободы. С кон. 19 в. идеи «М. о.» получают развитие в элитарной критике т. н. омассовле-ния, деспотизма масс (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гасет, Бердяев).
        Возникновение фашизма в Европе в 20—30-х гг. 20 в. обусловило резкое изменение содержания теорий «М. о.»: аристократич. защита ценностей элиты от сверхдемократии сменяется защитой бурж.-демократич. прав от неограниченного господства властвующей элиты (К. Манхейм, Э. Ледерер, X. Арендт). В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социальноэкономические причины и классовую сущность фашизма, критика фашизма тесно переплетается с антикоммунизмом.
        После 2-й мировой войны критика авторитарных тенденций гос.-монополистич. капитализма с позиций бурж. и мелкобурж. либерализма и романтизма становится осн. направлением в концепциях «М. о.». Миллс, Фромм, Рисмен подвергают критике различные стороны бурж. общества: экономич., политич. и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных автономных ассоциаций и организаций, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры. Эта социальная критика нередко превращается в обвинит, акт против совр. гое.монополистич. капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает существование социальных сил, способных разрушить зловещий мир «М. о.». Против этих концепций выступили мн. бурж. социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский), подчёркивая их односторонность, абстрактность и показывая, что критики «М. о.» недооценивают значения как первичных групп и организаций, промежуточных между индивидом и государством, так и ценностных ориентации индивидов, через призму которых преломляется восприятие средств массовой коммуникации. Параллельно с этой критикой в совр. бурж. социологии были предприняты попытки позитивной трактовки «М. о.» (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шиле). Анализируя материальные основы «М. о.», его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и потребления, средств массовой коммуникации происходит процесс становления экономич., социальной и политич. однородности бурж. общества. Данный вариант теории «М. о.» испытал большое влияние-со сторо-ны доктрин «нар. капитализма», «государства всеобщего благоденствия» и особенно теории «единого среднего класса» и свидетельствует о кризисе и вырождении кон-цепций «М. о.», т. к. отрекается от теоретич. традиция, в русле которой выросли критич. концепций «М. о.», от анализа социальной патологии бурж, общества. В позитивной трактовке «М. о.» социальный критицизм сме-няется прямой апологетикой совр. бурж. действительности.
        Марксистский анализ теорий «М. о.», раскрывал их теоретич. несостоятельность и антикоммунистич. нап-равленность, лежащие в их основе идеологич. иллюзии и фикции, в то же время отмечает как постановку в них ряда важных проблем (о судьбах социальной свободы, личности и культуры в совр. бурж. мире, значении средств массовой коммуникации, роли первичных промежуточных групп и др.), так и резкую критику бурж. ивилизации. Миллс Р., .Властвующая элита, пер.. с англ., M., 1959; Стрельцов Н.Н., Теоретич. истоки и эволюция концепций «М. о.», «ВФ», 1970, № 12; А ш и н Г. К., Доктрина «M. о.», M., 1971; KornhauserW., The politics of mass society, N.Y., 19654; G i n e r S., Mass society, L., 1976.
        Н. Н. Стрельцов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Смотреть что такое "«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»" в других словарях:

  • Массовое общество — Массовое общество  теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно… …   Википедия

  • МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО —     МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО метафорическое или символическое (как говорил о ненаучных определениях Э. Фёгелин в “Новой политической науке”) обозначение общества, в котором преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские… …   Философская энциклопедия

  • МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО — (mass society) Понятие, в соответствии с которыми в некоторых современных обществах люди не защищены от притягательной силы тоталитаризма вследствие отсутствия ограничительных социальных структур. Это понятие получило известность благодаря книге… …   Политология. Словарь.

  • МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО — см. ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО — социологическая и философская концепция, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространение …   Современная энциклопедия

  • “Массовое общество” — “МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО”, социологическая и философская концепция, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • "МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО" — (англ. mass society) понятие, к рым ряд бурж. социологов и философов обозначает специфич. черты социальных и личных отношений людей в бурж. обществе эпохи монополистич. капитализма. Объективной основой этой концепции является возрастание роли… …   Философская энциклопедия

  • МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО — (MASS SOCIETY) Согласно концепции массового общества, для современного общества характерны следующие черты: (1) сходство между собой большинства индивидов, их недифференцированность, равенство и отсутствие индивидуальности; (2) рутинность и… …   Социологический словарь

  • Массовое общество — – общество, в котором промышленность и бюрократия ослабили традиционные социальные связи …   Словарь-справочник по социальной работе

  • «массовое общество» — философско социологическое понятие, фиксирующее такие черты современного общества, как урбанизация, стандартизация производства, массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и массовой… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу ««МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»» >>