- ЛИБМАН
- ЛИБМАН
-
(Liebmann) OTTO (25.2.1840, Лёвенберг, Си-лезия,— 14.1.1912, Йена), нем. философ, представитель раннего неокантианства. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die Epigonen», 1865) Л. призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе», Л. строил свою философию на априоризме и феноменализме. Внеш. мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая метафизич. система может претендовать только лишь на гипотетич. объяснение сущности мира. Центральной в идеалистич. системе Л. является идея имманентных закономерностей сознания, определяющих собою всю сферу человеч. познания. Кантианская гносеология перерастает у Л. в онтологию.Zur Analysis der Wirklichkeit, В., 1876; Gedanken und Thatsachen, Bd 1—2, Stras., 1882—1904.Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns, «Kant-Studien», 1910, Bd 15.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ЛИБМАН
-
(Liebmann), Oттo (25 февр. 1840 – 14 янв. 1912) – нем. философ, представитель раннего неокантианства. С 1865 – доцент в Тюбингене, с 1872 – проф. в Страсбурге, с 1882 – в Иене. В соч. "Кант и эпигоны" ("Kant und die Epigonen", 1865) Л. призывал вернуться "назад к Канту". Л. отвергал понятие "вещи в себе" и строил свою философию на тех сторонах учения Канта, к-рые он считал непреходящими, – априоризме и феноменализме ("К анализу действительности" – "Zur Analysis der Wirklichkeit", 1876). Внешний мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому и подчинен законам последнего. Всякая метафизич. система (в т.ч. и его), как обращенная к познанию сущности мира, может претендовать только на гипотетич. объяснение человеч. представлений о сущности, основе и взаимосвязи вещей. Психическое не выводимо из физического, поэтому сознание является первонач. фактором, а способность человека нечто утверждать или отрицать – его первонач. функцией, определяющей существование ценностей. Нравств. идеалы, к-рыми люди должны руководствоваться в своей деятельности, постигаются человеч. сознанием внеопытным путем из некоей трансцендентальной сферы и носят характер доопытных субъективных ценностей.Соч.: Ueber den individuellen Beweis für die Freiheit des Willens, Stuttg., 1866; Ueber den objektiven Anblick, Stuttg., 1869; Ueber philosophische Tradition, Stras., 1883; Gedanken und Tatsachen, Stras., 1882; Die Klimax der Theorien, Stras., 1884; Weltwanderung (Gedichte), Stuttg., 1899.Лит.: Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns. Festschrift der "Kant-Studien", "Kant-Studien", Bd 15, 1910.Б. Григорьян. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.